|
||||||||||||||||||
Контакты
|
Когда ребёнок идет в первый класс, он уже знает, что идёт учиться. Когда собаку приводят на дрессировочную площадку, для неё это просто новое место прогулки. Здесь может быть интересно, может быть страшно. Собака явно не пришла чему-то учиться. Собака, конечно, обучается в процессе жизни и становится умнее. Однако, это непроизвольное обучение. Естественный процесс идущий в соответствии с закономерностями, существующими независимо от того, известны они людям или нет. Когда человек целенаправленно обучает собаку, результат зависит от того, насколько этот процесс совпадает с тем, что происходит естественным путём.
Существуют различные направления и школы в психологии. Они имеют свою историю развития и борьбы за место под солнцем с другими направлениями и школами. Примерно в одно и тоже время, а именно с начала прошлого века, возникли два поведенческих направления противопоставившие себя господствовавшему тогда интроспекционизму. Интроспекционизм занимался изучением явлений сознания. Способом изучения сознания было самонаблюдение и отчет об этом наблюдении испытуемого. Потом некоторым студентам стало скучно коллекционировать эти наблюдения. Они пришли к мнению, что наука должна изучать объективные явления, которые можно неоднократно воспроизводит в опытах, а не сравнивать субъективные мнения испытуемых о своем сознании. Так возникла гештальтпсихология, основной тезис которой был в том, что надо изучать целостные явления и принципы их организации, а не разлагать сознание на отдельные элементы.
Возникла также психология изучающая поведение, то, что можно наблюдать и регистрировать объективно. Проще всего было заняться изучением животных. Первыми объектами изучения были цыплята и кошки, потом крысы, собаки, голуби. На основании полученных данных были выведены законы поведения, которые учёные бихевиористы (от англ. behavio[u]r – поведение) считали универсальными и применимыми ко всем животным и человеку. С этим можно соглашаться или спорить, важно то, что они очень основательно изучали обучение животных. Обучение животных заключалось в выработке у них оперантных рефлексов, а изучались законы, по которым эти рефлексы формируются.
Всё это происходило в США, а в России в это время нашли свой путь к объективному изучению поведения, через изучение классического рефлекса. Занимался этим Иван Петрович Павлов и его ученики. Как всем известно, он был физиолог и изучал кровообращение и пищеварение. Он обратил внимание, на то, что слюна выделяется не только на пищу, но и на обстановку в которой происходили опыты. Увидел в этом возможность изучать явления в нервной системе и полностью переключился на это направление. Всю оставшуюся жизнь он изучал физиологию высшей нервной деятельности (ВНД). Так как поведение не возможно без функционирования нервной системы это дало ему основание считать, что изучение ВНД, это фактически изучение поведения. Причём, также как и бихевиоризм изучение объективное и научное.
Каждое из этих направлений пришло к изучению поведения своим путём. Это определило методы, которыми они работали, что в свою очередь по-разному расставило акценты в этих теориях. Каждая из этих теорий стремилась к объяснению поведения животных и человека, каждая рассматривала проблему со своей точки зрения. Каждая претендовала на истину. Условия проведения опытов и методы, которыми работали учёные, привели к тому, что собака как вид одна, а теорий изучающих рефлексы и объясняющих тем самым поведение две. В принципе ничего удивительного в этом нет, сколько людей столько и мнений. Однако есть смысл разобраться, почему так получилось.
Научное исследование всегда стремится к объективности и стандартной воспроизводимости экспериментов, дабы каждый мог их повторить и убедиться в правоте данной теории. Реальная жизнь полна непредсказуемых, сложно учитываемых факторов, влияющих на результат. Поэтому, сложные многофакторные явления принято очищать от второстепенных факторов и по возможности сводить их всего к двум. Один фактор называют независимая переменная. Второй фактор называют зависимая переменная. В эксперименте изучают влияние независимой переменной на переменную от неё зависящую. Например, можно изучать влияние чувства голода на скорость образования рефлекса. Понятно, что так называемая независимая переменная на самом деле контролируется экспериментатором, зависит от него. Тем не менее, это принятые термины и спорить о них, смысла нет.
Здесь важно другое, то, что сложные явления неизбежно сводятся к простым явлениям. Идёт поиск элементарных звеньев, из однородного набора которых состоит сложное поведение. Однако как известно целое больше чем сумма его частей. Система не сводится к набору элементов из которых она состоит, потому что в системе кроме элементов есть их связи между собой, зависимости и взаимодействия.
Каждый, из основателей этих двух научный направлений, избрал свой, несколько отличающийся от другого, способ анализа и упрощения. Каждый выделил в качестве элементарных кирпичиков, из которых построено всё поведение, похожие между собой и в тоже время отличающиеся явления. Отсюда и различия в этих теория, когда они перестают описывать результаты экспериментов и переходят к выводам и обобщениям.
Жизнь сложнее, чем схема или эксперимент. Классический (Павловский) и оперантный (Бихевиористкий) рефлекс, ни по отдельности, ни вместе не могут описать весь дрессировочный процесс. Так же дрессировка собаки не является полноценной моделью всех процессов научения идущих естественным путём в собачьей жизни. Дрессировка больше чем рефлекс, а научение в жизни собаки больше чем дрессировка. То, что жизнь собаки не заключается только в процессах научения, и стихийных, и организованных человеком, тоже очевидно. Тем не менее, рефлексы существуют и оказывают своё влияние на поведение. Поэтому для дрессировщика полезно иметь представление и о классических, и об оперантных рефлексах, и не путать их между собой.
Перед началом опыта по выработке классического условного рефлекса имеется следующая исходная ситуация. Есть некий фактор, который вызывает совершенно определённый ответ (реакцию). Эта реакция является врождённой. Фактор называют безусловным стимулом (раздражителем). Реакцию на этот безусловный стимул также называют безусловной. Есть другой фактор, который не вызывает эту реакцию. либо он безразличный (индифферентный), либо он вызывает другую безусловную реакцию. Его называют условным стимулом (раздражителем). После неоднократного сочетания условного стимула с безусловным формируется условный рефлекс. Условный рефлекс, это реакция подобная безусловной, которая теперь возникает в ответ на условный стимул в отсутствии безусловного стимула.
Пример в лаборатории: В начале опыта предъявление мяса (безусловный стимул) вызывает у собаки выделение слюны (безусловный рефлекс), тогда как действие звука его не вызывает. После ряда повторных сочетаний, в которых звук появляется раньше, чем мясо, звук начинает вызывать слюноотделение в отсутствии мяса. Образовался условный рефлекс.
Пример в дрессировке: В начале дрессировки поднятие мяса над головой собаки и нажимание рукой ей на поясницу вызывает её посадку, тогда как команда «сидеть» эту посадку не вызывает. После неоднократного сочетания команды «сидеть», поднятия мяса над головой собаки и нажимания рукой на её поясницу формируется условный рефлекс (реакция), которая выражается в том, что собака садится по команде «сидеть» и поднятой над её головой руке без мяса.
Перед началом опыта по выработке оперантного условного рефлекса имеется следующая исходная ситуация. Есть разные формы поведения животного, частота проявления которых имеет некую величину. Здравый смысл подсказывает, что частота проявлений разных форм поведения зависит от внешней ситуации и внутреннего состояния животного. Однако, с точки зрения крайнего ортодоксального бихевиоризма, это не так. Точка зрения ортодоксального бихевиоризма такова:
Есть некая врождённая частота проявлений форм поведения. Эта частота модифицирована подкреплениями, которые сочетались с проявлением этих форм поведения. В результате оперантного обуславливания нового рефлекса не появляется, а в старом не происходит никаких содержательных преобразований, изменяется лишь его сила, или вероятность проявления.
Пример в лаборатории: Голодное животное (крыса, кошка, собака) посажена в проблемный ящик. Проблемный ящик, это клетка, в которой есть кнопка или рычаг, нажатие на который приводит либо к открыванию клетки, либо к выдаче небольшой порции пищи. Голодное и желающее выйти из клетки животное производит множество случайных хаотичных действий. наконец оно случайно ударяет по рычагу и либо получает пищу, либо получает возможность выскочить наружу, либо и то и другое. Постепенно при последующих пробах действия животного концентрируются вблизи этого рычага или кнопки, прочая активность со временем прекращается. В конечном результате животное посаженое в эту клетку сразу без лишних движений воздействует на рычаг и получает то, что хочет.
Пример в дрессировке: Собака на кухне выпрашивает пищу. Если давать ей пищу, только когда собака сидит, она будет её выпрашивать сидя. Если давать пищу только когда она лежит, собака будет постоянно лежать. Непосредственно в дрессировке процедура выработки оперантного рефлекса используется, как правило, с условным вознаграждением. Сначала животное приучают к тому, что после свистка или щелчка (кликера) появится пища, а потом подкрепляют отрабатываемое поведение этим условным сигналом. Использование кликера даёт возможность более точно фиксировать для животного, что именно оно сделало правильно. Пищу, при этом, как правило, всё равно дают после каждого условного сигнала, иначе этот сигнал обесценится и не будет эффективен.
В практической дрессировке собаки, использование классического и оперантного рефлексов в чистом виде, и тем более по отдельности, достаточно трудно, да и не нужно. Выработка классического условного рефлекса предполагает, что существует готовый безусловный рефлекс, на базе которого формируется рефлекс условный. Этого нет. Те раздражители, которые в советской литературе по дрессировке было принято называть безусловными, не могут вызвать в ответ стандартную реакцию. Этот вероятностный набор различных реакций не может называться безусловным рефлексом.
Выработка оперантного условного рефлекса предполагает спонтанные проявления нужной формы поведения. Если, мы будем ждать, когда собака спонтанно сделает, то, что нам нужно, будет потрачено очень много времени.
Поэтому, в дрессировке, практически всегда, используется одновременно процедура формирования классического и оперантного условных рефлексов. Дрессировка собаки, это не лабораторный эксперимент, где можно очистить ситуацию от посторонних примесей и привести её в соответствие с мысленной конструкцией учёного.
Если мы рассмотрим схему «команда – воздействие – поведение – вознаграждение», то мы увидим, что здесь есть выработка и классического, и оперантного рефлексов. «Команда – воздействие – поведение», это ситуация по типу выработки классического условного рефлекса, а «поведение – вознаграждение», это ситуция по типу выработки оперантного условного рефлекса. Целостность этой ситуации компенсирует отсутствие строгой чистоты лабораторного эксперимента.
Несмотря на то, что изначально воздействие не является в строгом смысле безусловным раздражителем, благодаря использованию вознаграждения, оно становится способным вызывать однотипный ответ. Вознаграждение конкретизирует ответ на воздействие. Ещё до того, как будет сформирован классический условный рефлекс «команда – поведение», возникает нужная стандартность поведения в ответ на воздействие. И в свою очередь, воздействия задают некие рамки, повышающие вероятность проявления необходимого дрессировщику поведения собаки. Что даёт возможность, используя вознаграждение, подкреплять поведение по механизму оперантного условного рефлекса.
На самом деле, для описания и объяснения процесса дрессировки собаки, недостаточно даже совместного использования явлений классического и оперантного рефлексов, но об этом позже.
Наша компания предоставляет услуги с 1993 года, а некоторые наши сотрудники имеют более 30 лет стажа работы с животными. За последние 13 лет мы ни разу не повышали цены…
Наш проект динамично развивается, и мы постоянно расширяем список предоставляемых услуг, а также улучшаем качество нашей работы.
Наши объекты находятся в нескольких минутах езды от МКАД. Также к нам ходят автобусы от различных станций метро…
Добавить комментарий