Что такое защита?
Этим словом обозначают любую дрессировку собаки связанную с охраной дрессировщика
или его имущества, а также связанную с поиском и задержанием злоумышленника и предотвращением
его нежелательных действий. Это любая дрессировка, где мы учим собаку вступать в
конфликт с человеком при выполнении задач, которые поставил перед собакой её дрессировщик.
Конфликт этот может быть реальный или мнимый (игровой). Существует много нормативов
подготовки собак, которые включают в себя упражнения и навыки которые можно отнести
к разделу защиты.
Из этой статьи вы узнаете много полезного для себя и получите ответы на следующие
вопросы.
- Что важно понимать обычному владельцу собаки, которого интересует прагматика? Как
оценить защитную собаку?
- Какая дисциплина или норматив лучше?
- И всё-таки, скажите какая дисциплина, норматив лучше?
- Что такое правильная подготовка собаки и баланс в защите?
- Когда и как происходит потеря баланса в подготовке собаки?
- Что же делать, как же быть?
- Как правильно заниматься с собакой послушанием и воспитательной дрессировкой, чтобы
не загубить, а развить её ресурс, для дрессировки по защите?
Что важно понимать обычному владельцу собаки, которого интересует прагматика? Как
оценить защитную собаку?
Представьте, что вы смотрите, как работает защитная собака и вам надо решить для
себя хорошая это собака или не очень. Точнее даже, вам надо решить, конкретно вам,
нужна такая собака или нет? Есть несколько важных критериев.
- Хватка. Насколько глубокий захват делает собака. Сильное давление
или слабое. Резкая быстрая хватка или собака хватает более спокойно. Собака может
очень сильно бить зубами в момент смыкания челюстей или такого удара нет, и все
болевые ощущения фигуранта зависят уже от силы давления челюстей собаки.
- Атака. Собака может притормаживать и оценивать ситуацию, может
искать более удобное место для хватки или, наоборот, на максимальной скорости входить
в фигуранта.
- Сила характера. Способность держать давление со стороны противника,
не отвлекаться на посторонние факторы, работать самостоятельно без поддержки дрессировщика.
- Борьба с человеком, то есть, как работает собака. Собака может
быть поставлена конкретно в руки, ноги, корпус или наоборот собака может почти не
иметь предпочтений и делать хватку в ту часть тела, в которую удобнее в данной ситуации.
Собака может работать с перехватами, блокируя удары человека или работать без перехвата.
Делать хватку просто по кратчайшему пути или хватать человека за опорную ногу или
место, откуда противнику её сложнее стряхнуть или сбить.
- Уравновешенность поведения. В наши дни практически нет запроса,
чтобы собака была зверем, никто не хочет иметь лишних проблем. Поэтому собака должна
хотя бы иметь две функции или две кнопки, это «пуск» и «стоп».
- Нормативная подготовка, это какие конкретно упражнения собака делает,
какие задачи решает дрессировщик, используя свою собаку. Собака может просто кусать
по команде или без неё. Может по команде кусать и по команде отпускать противника.
И как следующий уровень собака помогает проводнику при задержании противника, его
конвоировании, охране, обыске и так далее.
- Физическая подготовка и физическое состояние собаки, это тоже важный
момент работы с собакой особенно во время дрессировки. В жизни, когда ваша собака
будет вас защищать, ей, быть может, будет достаточно один раз укусить человека или
даже просто зарычать на него. На тренировке чем выносливее ваша собака, тем эффективнее
идёт работа. Так же не забываем про прагматику, ведь оплата идёт за занятие, даже
если вы платите оптом. Чем больше собака может работать на занятии, тем меньше занятий
ей потребуется и соответственно дешевле обойдётся её подготовка. Кроме того, занятия
с собакой требуют от вас не только денег, но и времени, и физических усилий. Даже
если вы ходите на дрессировку по защите несколько лет, просто потому, что вам нравится
процесс, и в этом случае вы получите больше удовольствия от собаки, которая вынослива
в работе.
- Реальность собаки, способность и готовность отработать в жизни
так же как на занятии. Это очень важный критерий оценки собаки, если вы занимаетесь
защитой не только из спортивного интереса, но и, предполагая, что собака должна
будет помочь вам в реальной ситуации.
Какая дисциплина или норматив лучше?
Этот вопрос похож на вопрос о том кто победит боксёр, самбист, каратист и так далее.
Дрессировщики, спортсмены и инструкторы спорят об этом, и каждый остаётся при своём
мнении. Мы с вами не будем углубляться в эти споры, поскольку даже сам вопрос этот
поставлен не совсем корректно.
И всё-таки, скажите какая дисциплина, норматив лучше?
Норматив определяет упражнения, которым вы обучаете вашу собаку. Нет упражнений
лучше или хуже, есть упражнения нужные вам и интересные для вас, и с другой стороны
есть упражнения не нужные и не интересные Вам. Поэтому вы сами должны выбирать то,
что вам нравится.
Помимо норматива есть стили, методы, и философия подготовки собак, которых придерживаются
инструкторы и дрессировщики, занимающиеся конкретным видом подготовки собак. И зависит
это не только от норматива, но и от традиций той школы дрессировки, которая сложилась
в данной стране, городе или на конкретной дрессировочной площадке. Эти стили, методы
и философия подготовки собак могут подходить вашей собаки и Вам, а могут и не подходить.
Надо понимать, что обычному человеку в реальности, как правило, не нужно от собаки
ничего кроме как умения кусать и не кусать, то есть реагирования на две команды
пуск и стоп. Как ни сурова наша реальность, но ситуации когда вы вынуждены применить
собаку, достаточно редки. Поэтому, если мы говорим о реальности, то в рамках любого
норматива собака должна уметь атаковать злоумышленника и прекращать борьбу по запрещающей
команде дрессировщика. А если мы говорим о спорте с собакой, о досуге, тогда надо
ориентироваться на возможности вашей собаки, методику подготовки понятную вам и
приемлемую для вас, удобное время проведения занятий и так далее.
Что такое правильная подготовка собаки и баланс в защите?
Теперь поговорим о балансе в подготовки собаки. Представьте себе собаку, которая
делает упражнение прерванная атака. Собака пускается на задержание, а затем по команде
дрессировщика возвращается к нему, не укусив фигуранта. Упражнение сложное для собаки
и очень зрелищное. Здорово, супер, но только в том случае если эта собака делает
хорошую атаку и обладает хорошей хваткой. В этом случае мы ценим её за крепкую нервную
систему и хорошее управление. Если собака атакует вяло и кусает неуверенно, особого
восторга у нас с вами такая прерванная атака не вызовет. Другой пример собака, которую
можно снять с фигуранта только механически, разжимая ей зубы, подвешивая за паховую
складку или перекрывая кислород, крутя ошейник. На соревнования с такой собакой
не выйдешь, а в жизни за неё посадят или убьют.Бывают случаи, когда собака прекрасно
занималась на тренировке, а в жизни не отработала и глубоко разочаровала владельца.
Во всех трёх случаях нет баланса в подготовке собаки и соответственно в её работе.
Когда и как происходит потеря баланса в подготовке собаки?
Чем сложнее система навыков, которые должна освоит собака тем труднее ей работать
надёжно и стабильно. Чем меньше уверенность собаки в себе и чем меньше собаке нравиться
кусаться, тем больший стресс она испытывает во время работы.
У собаки, как и у человека, есть определённый ресурс, которым дрессировщик должен
правильно распорядиться. Это как счёт в банке или наличные, хочется много, но средства
определяют границы возможного. Деньги можно вкладывать и получать прибыль, а можно
использовать, переводя их в покупки и развлечения. Идеальна конечно ситуация развлекаться
и получать прибыль, но это редко кому удаётся.
Есть развитие, и есть обучение. Иногда обучение ведёт за собой развитие, а иногда
уровень развития психических функций ставит предел возможностей обучения. Это верно
и в отношении людей и в отношении собак.
Уровень развития это ресурс, как деньги в банке или кармане, а обучение собаки это
трата этого ресурса.
Иногда дрессировка стимулирует развитие и в результате выхода на новый уровень развитие
собаки позволяет обучать её более сложным вещам и давать большие нагрузки. Так же
как трата денег на покупку машины может расширить возможности человека и увеличить
его ресурс.
Иногда дрессировка построено таким образом, что просто загоняет развитие собаки
в тупик. Так же и покупка машины может кончиться ничем, кроме удовольствия от езды
на большой скорости и отдыха в больнице после аварии.
Представим ситуацию, пришёл владелец собаки к инструктору и говорит, что хочет заниматься
защитой. Какие здесь могут быть расклады. Хозяин собаки это клиент, который платит
деньги. Инструктор может использовать ресурс собаки для того чтобы сделать красиво
клиенту и получить деньги, не думая о будущем и о том чем он будет заниматься с
этой собакой если угробит её ресурс. Может быть обратная ситуация, инструктор собирается
развивать собаку два года, чтобы на третий год использовать ресурс собаки и создать
супер пса. Однако, хозяину надо просто и надёжно, а супер пёс ему без надобности,
поэтому через полгода он уходит неудовлетворённый данным инструктором.
Чтобы все были удовлетворены и счастливы необходимо иметь хорошую собаку, правильно
оценить её возможности и поставить реальную цель. Иногда владелец хочет многого,
а собака или инструктор не тянет. Редко, но бывает, что запрос владельца вообще
в принципе не реален. Одна дама сказала мне, что, так как у неё выставочная собака
с плотным прикусом ей необходимо, чтобы пёс работал в наморднике и желательно против
ножа. Но это уже курьёзы.
Что же делать, как же быть?
Прежде всего, важно найти хорошую собаку или щенка. Правильно заниматься базовой
подготовкой собаки или воспитательной дрессировкой щенка. Потом найти инструктора,
который сможет реально оценить вашу собаку и у которого хватит силы духа сказать
вам правду. Потом надо эту правду хорошо обдумать и решить чем и в каком объёме
вы станете заниматься со своей собакой. А потом работать, работать и ещё раз работать.
Как правильно заниматься с собакой послушанием и воспитательной дрессировкой, чтобы
не загубить, а развить её ресурс, для дрессировки по защите?
Когда вы приступаете к дрессировке по защите со своей собакой, желательно чтобы
она была правильно проработана по пяти уровням. Что такое уровни, как они связанны
между собой и как с ними работать, вы можете посмотреть в статье воспитательная
дрессировка.
5
|
Дрессировка (техническая часть)
|
Собака должна уметь ходить рядом, хорошо выполнять фиксирующие команды «сидеть»
и «лежать», выполнять команду «ко мне» и обязательно чётко отдавать игрушку дрессировщику
по команде.
|
4
|
взаимоотношения собаки и её дрессировщика по определённым правилам
|
Собака должна подчиняться своему дрессировщику. Не проявлять к нему агрессию в конфликтных
ситуациях и не переключаться на него при сильном возбуждении. (Имеется в виду переадресованная
агрессия.) Собака должна доверять дрессировщику не боятся, когда он подбегает к
ней или хватает её руками.
|
3
|
возможности собаки, то есть умения, навыки, способности, в том числе двигательные
стереотипы и координации
|
Чем легче собака двигается, встаёт, ложиться, прыгает, бегает, таскает хозяина на
поводкетем лучше для работы. Очень важно предварительное развитие хватки в процессе
игры с собакой.
|
2
|
темперамент и характер (инстинкты, мотивация и привычные реакции)
|
Хорошо развит «инстинкт добычи».Заторможено щенячье желание ласкаться к посторонним
людям. В процессе дрессировки по послушанию должна быть сформирована уверенная настойчивость
в достижении мотивационного объекта (еда, игрушка). Восприятие собакой физических
воздействий дрессировщика, как обстоятельств, в которых приходиться действовать,
а не конфликта между дрессировщиком и собакой.
|
1
|
|
Собака должна быть здорова, активна, без лишнего веса. Желательно немного в застоявшемся
состоянии с потребностью в активных действиях.
|
| |
Если собака проработана в процессе воспитания и дрессировки по всем пяти уровням,то
она готова к дрессировке по защите и обучению на охрану. Из этого не следует, что
невозможно заниматься на защиту с собакой, которая не во всём соответствует описанию,
приведённому в таблице. Просто если собака имеет какие-то проблемы на любом из этих
уровнях, они будут мешать полноценной работе с собакой на защиту. Каждая недоработка
и несоответствие на любом уровне давит на собаку и тормозит работу с ней. Один отдельный
фактор может почти не тормозить дрессировку на защиту, но когда их несколько, то
в сумме они оказывают большое влияние на поведение и возможности собаки.Рассмотрим
эти уровни более подробно.
1. Физиология (обмен веществ и состояние здоровья).
Собака должна быть здорова, активна, без лишнего веса. Желательно немного в застоявшемся
состоянии с потребностью в активных действиях. Понятно, что если у собаки болят
суставы и (или) она имеет лишний вес, это затрудняет её движения, собака быстрее
устаёт, чувствует себя более слабой и хуже мотивируется и на добычу, и на охрану.
Эти факторы могут быть скомпенсированы очень сильной мотивацией и крепкой нервной
системой. Как говорили древние: «Сила духа многое искупает». Однако хорошие собаки
встречаются не так часто, как всем нам хотелось бы. Поэтому изначально при выборе
породы и конкретного щенка надо учитывать не только его рабочие качества, но и состояние
здоровья. Перед занятием по охране не стоит утомлять собаку физическими нагрузками
и интенсивной дрессировкой. Собака должна быть свежей и активной.
2. Темперамент и характер (инстинкты, мотивация и привычные реакции).
У собаки должен быть хорошо развит «инстинкт добычи». Что это такое? Всем известно
выражение «От собаки нельзя убегать». Собака это хищник. Если объект, привлёкший
внимание собаки удаляется на большой скорости и тем более удаляясь, совершает какие-то
резкие хаотичные движения, для собаки это признак того, что объект является слабым,
пугливым и легко доступным. Вообще, строго говоря, устоявшееся выражение «инстинкт
добычи» не является научно корректным. Это скорее поведенческая реакция в ответ
на ключевой стимул. Стимулом является паническое движение объекта, а реакцией стремление
догнать и схватить убегающий объект. Собаке гораздо легче схватить того, кто от
неё убегает, чем того кто идёт на неё в лобовую атаку. Именно лобовой атакой и проверяют
уверенность собаки в себе и желание работать на защиту. Но к лобовой атаке, как
и к другим упражнениям, собаку подводят постепенно в процессе обучения. Для начала
этого обучения необходимо каким-то образом инициировать нужное нам поведение, которое
потом мы будем развивать и усложнять. Вызвать нужное поведение и вознаградить за
него, это универсальный принцип любого обучения.
Инстинкт добычи врождённое качество собаки, но его можно развивать или тормозить,
кроме того он может быть зафиксирован на определенных типах объектов или иметь более
обобщённый объект. Когда собаки гоняются за машинами и даже иногда пытаются укусить
колесо это инстинкт добычи, пусковым стимулом, которого стала двигающаяся машина.
Когда собака бегает за мячиком, это инстинкт добычи только в этом случае пусковой
стимул это движение мяча. Когда собака бегает за пятном на земле от лазерной указки
и это тоже инстинкт добычи, но объект, за которым бегает собака таков, что схватить
его невозможно.
В процессе дрессировки или даже просто естественного обучения в жизни происходит
развитие, настройка и трансформация, как пускового стимула, так и самой реакции.
Если сначала пусковой стимул это движение мяча от собаки, то потом сам вид мяча
или даже слово «мяч» активирует инстинкт добычи. Естественно слово только активирует
собаку, а реализовать инстинкт добычи собака сможет только когда появиться объект.
Развитость и раскрученость этой реакции, которую принято именовать инстинктом добычи
может быть различной, от вялой беготни за мячиком несколько раз и быстрой потерей
интереса, до маниакального состояния, когда собака готова очень много работать и
преодолевать трудности лишь бы только получить этот мяч.
Очень важный момент, который надо понимать, это то, что пусковой стимул может быть
обобщенный, то есть реакция запускается на разные предметы и на разный характер
движения, а может быть очень конкретизированный, когда собака подсажена только на
мяч или только на палку, но совершенно не желает хватать тряпку, жгут, рукав, костюм.
Развивая инстинкт добычи, у своей собаки Вы должны избежать этой фокусировки на
одном типе объектов, так как это ограничивает возможности использования инстинкта
добычи в дрессировке вообще и в дрессировке на защиту в частности.
Заторможено щенячье желание ласкаться к посторонним людям. Практически любой щенок
доброжелательно относится к посторонним людям и готов с ними общаться и играть.
Важно чтобы эти возрастные особенности поведения не закреплялись и не становились
чертой характера взрослой собаки. Есть щенки, которые с возрастом легко обретают
сдержанность в общении с посторонними людьми, есть такие у которых этого не происходит.
Это зависит от породы и индивидуальности собаки. Врождённые качества это не приговор,
в определённой степени они подлежат трансформации. Таких щенков необходимо постоянно
отвлекать от добрых людей, переключать на любимого хозяина и загружать работай или
игрой. Речь здесь не идёт о развитии недоверия к посторонним, мы говорим о препятствовании
развитию и фиксации обычного щенячьего поведения. Очень важно не путать безразличие
к посторонним, недоверие к ним и страх. Иногда владельцы принимают нервозное и трусливо-агрессивное
поведение щенка за наличие хороших рабочих качеств очень часто это не так. Иногда
щенки перерастают свои страхи и становятся хорошими собаками, а часто этого не происходит.
Резкая, импульсивная злобно-трусливая собака, это большие проблемы для всех и для
владельца в первую очередь. Поэтому неуверенного в себе щенка необходимо приучать
к посторонним людям и в этом случае ему будут полезны общение и игры с ними.
В процессе дрессировки по послушанию должна быть сформирована уверенная настойчивость
в достижении мотивационного объекта (еда, игрушка). Восприятие физических воздействий
дрессировщика на собаку, как обстоятельств, в которых приходиться действовать, а
не конфликта между дрессировщиком и собакой. Это та характеристика, которой обычные
владельцы собака не уделяют внимания, по причине того, что даже не подозревают о
ней. Дрессировка щенка и тем более молодой собаки должна строиться на базе сильной
мотивации. После выполнения команды или совершения действия нужного дрессировщику
собака должна испытывать сильные положительные эмоции в результате вознаграждения.
Это не возможно, если у собаки слабая мотивация. Для чего это нужно? Не будем сейчас
говорить о том, что это сильно ускоряет и облегчает дрессировку собаки. Для нас
важно то, что такая работа чётко структурирует поведение собаки. Есть фаза потребностного
состояния, потом фаза работы, действий которые совершает собака, чтобы получить,
то, что ей нужно и фаза вознаграждения, достижения результата. Мотивирование – работа
– вознаграждение. Если собака хорошо мотивированна, она готова трудиться и радуется,
получив вознаграждение. Когда собака постоянно проходит такие потребностныециклы
для неё становиться привычным и понятным такое функционирование. Она понимает, что
если чего-то хочешь надо работать, если работаешь упорно и готов преодолевать трудности,
то в результате получишь награду. В данном случае дрессировка формирует характер
собаки и с такой собакой гораздо легче заниматься. Она не перестанет работать от
того что вы наступили ей на ногу или излишне сильно дёрнули за поводок, такая собака
готова бегать на поводке в натяг за фигурантом и не перестанет работать от того
что слегка подустала. К сожалению, обычно владельцы собак работают с ними на слабой
мотивации, а столкнувшись вследствие этого с естественными сложностями в дрессировке,
начинают искать особый путь и индивидуальный подход, вместо того чтобы просто правильно
замотивировать собаку.
3. Возможности собаки, то есть умения, навыки, способности, в том числе двигательные
стереотипы и координации.
Манера хватки её глубина и сила, это врождённые свойства, но в определённых пределах
они развиваемы. Развивать хватку лучше в процессе воспитательной дрессировки. Делать
это должен владелец щенка под руководством инструктора, который должен объяснить,
как стимулировать щенка и как давать ему тряпку или ухватку для захвата. Сейчас
многие владельцы занимаются под руководством инструктора элементами послушания,
защиты со своими щенками, ставят их на след. Тем не менее, большинство людей, пока
ещё придерживается чёткой последовательности сначала послушание, потом защита.
Чем легче собака двигается, встаёт, ложиться, прыгает, бегает, таскает хозяина на
поводке тем лучше для работы. Подвижность собаки определяется не только её здоровьем,
но и привычными для неё нагрузками. Чем мобильнее себя ощущает собака, тем лучше
для работы. Умение хорошо атаковать, делать с ходу правильный захват это тоже навык
который можно развивать у собаки до того как вы пошли заниматься на защиту. Иногда
это имеет смысл делать дома параллельно с занятиями с фигурантом.
4. Взаимоотношения собаки и её дрессировщика по определённым правилам.
Собака должна подчиняться своему дрессировщику. Не проявлять к нему агрессию в конфликтных
ситуациях и не переключаться на него при сильном возбуждении. (Имеется в виду переадресованная
агрессия.) Собака должна доверять дрессировщику не боятся, когда он подбегает к
ней или хватает её руками. Собака, которая не уважает дрессировщика и не привыкла
ему подчиняться, не сможет делать послушание в защите и возможно будет социально
опасна, как только начнёт заниматься на защиту. Важно понимать, почему собака не
подчиняется, если просто, потому что с ней неправильно занимались это одно, а если,
потому что собака сложная и доминантная это совсем другое.
Иногда, возбудимые собаки не имея возможности достать фигуранта, переключаются на
хозяина.
Возможна так же такая ситуация, собаку пустили на задержание, она сделала хватку,
подбегает хозяин, чтобы взять её за ошейник или поводок, а собака испуганно шарахается
от него, так как не доверяет ему в полной мере.Всё это вносит определённые ограничения
в построение обучения, в те упражнения, которые возможно делать с такой собакой.
5. Дрессировка (техническая часть).
Собака должна уметь ходить рядом, хорошо выполнять фиксирующие команды «сидеть» и «лежать», выполнять команду «ко мне» и обязательно чётко отдавать игрушку дрессировщику по команде. Так как подготовка собаки на защиту и охрану не предполагает превращение собаки в дикого зверя необходимо сохранить возможность управление собакой и после прохождения защитного раздела дрессировки. Если же собака не знает команд, то и сохранить управляемость собаки невозможно, ведь этой управляемости просто нет. Очень важно чтобы команды послушания собака делала стабильно и на позитиве. Выполнение команды не должно вызывать конфликта между собакой и дрессировщиком, так как это будет дополнительной нагрузкой на собаку и будет мешать работе. Команда «Дай» обязательно должна быть отработана до начала дрессировки на защиту.Когда собака сильно возбуждена дрессировать её сложно, поэтому все команды послушания, которые используются в защите, должны отрабатываться отдельно и предварительно, до использования их на занятиях по защите.
Любые недоработки с собакой усложняют её дрессировку, увеличивают время и стоимость курса дрессировки. Правильная работа со щенком и молодой собакой, правильная дрессировка по послушанию облегчает дальнейшую дрессировку на защиту. Факторы, которые описаны в данной статье, влияют на поведение собаки совместно и поэтому хорошее развитие некоторых факторов может компенсировать недостаточное развитие других факторов.
Если у вас возникли вопросы по воспитанию и дрессировке собак вы можете обратиться к нам.
|