Занятие 18.03.2012. Комплекс команд сидеть, лежать, стоять, Три первых этапа обучения.

Первый этап — Разработка пластичности собаки, легкость инициации дрессировщиком любого из трёх положений собаки. Способность собаки работать через наведение лакомством как показатель её концентрации и позитивного отношения к этим упражнениям. Формирование правильных движений.

Профессиональная школа
дрессировки собак
Общий курс дрессировки
+7 (916) 518-71-22

Второй этап — Добавление механики. Способность собаки корректироваться механическим воздействием и не воспринимать коррекцию как конфликт. Сначала синхронизация воздействия кормом и механикой, потом преобладание коррекции. По-прежнему много внимания правильным движениям собаки.

Третий этап — Использование лакомства только как вознаграждения за работу, а для инициации работы использование коррекции.
Переход к вариативному режиму подкрепления, что предполагает уверенную настойчивую работу собаки и даёт возможность дрессировщику использовать в дрессировке отбор поведения, то есть вознаграждения более правильного исполнения собакой упражнения.

На этом занятии мы работали на всех трёх уровнях. Так как мы отрабатываем комплекс, используя связки по две команды, фактически получается девять упражнений.

Надо чётко понимать, что отрабатывая с собакой эти девять упражнений, вы занимаетесь не проверкой знания собакой этих команд и даже не обучением собаки этим командам. Вы прорабатываете состояние собаки во время выполнения этих действий. Вы проверяете и формируете правильное отношение собаки и конкретно к этим действиям, и к работе под вашим управлением в целом.

Первый этап — сначала вам необходимо добиться от собаки работы через наведение лакомством. Если собака отвлекается (не концентрируется), боится (скованна и напряжена), не заинтересована, путается в движениях (не имеет двигательных стереотипов в мышечной памяти) она в чистом виде методом наведения работать не сможет. Поэтому вам придётся использовать помощь собаке руками и поводком. Когда вы работаете на первом этапе не надо стремиться научить собаку работать по команде. Необходимо просто проработать этот первый этап, рассматривая его как развивающий тест наличного состояния собаки, её отношения к вам и к работе. Только когда собака сможет делать все три связки методом наведения, вы можете считать, что освоили (проработали) первый уровень. Если собака начала полноценно выполнять это упражнение значит можно сказать, что в этой ситуации и в данный момент времени она сконцентрирована, заинтересована и в нормальном тонусе, то есть, не зажата и не расслаблена. Чем шире диапазон ситуаций, в которых собака может полноценно выполнять это упражнение тем в большем количестве ситуаций она может делать комплекс, сохраняя концентрацию и заинтересованность. Поэтому нужно продолжать повторять это упражнение при различных обстоятельствах и ситуациях.

Второй этап — здесь вы фактически делаете слегка видоизменённое базовое упражнение «приучение к рывку поводка». Собака должна спокойно относиться к коррекции, не пугаться и не сопротивляться. Коррекция это не конфликт, а помощь собаке. Коррекция подсказывает собаке, какое движение надо сделать, чтобы получить одобрение дрессировщика. Но такое отношение собаки к коррекции надо ещё сформировать, изначально оно не присуще собаке скорее наоборот. Собаки, так же как и люди не любят, когда их принуждают к чему либо. Поэтому синхронизируя слабое механическое воздействие с воздействием пищей, мы переключаем внимание собаки на еду, тем самым уводя это внимание от восприятия тактильных раздражителей. При постоянных повторах происходит естественное угасание реакций сопротивления собаки ограничению её свободы. Стимулируя правильные действия собаки методом наведения, мы формируем у неё пластичность и подчиняемость коррекции со стороны дрессировщика. В дальнейшем регулярно подчиняясь коррекции и получая в результате совершения правильного действия вознаграждение, собака становится более чувствительной и отзывчивой на коррекцию. Сначала происходит привыкание к коррекции в том смысле, что происходит угашение реакций сопротивления. Потом процессы привыкания сменяются процессами повышения чувствительности собаки. Когда собака начинает лучше понимать, как ей надо отвечать на коррекцию, то есть что от неё хочет дрессировщик, то в обычной ситуации уже не требуется такой интенсивности воздействия. Достаточно, гораздо более слабых коррекций, чтобы собака делала то, что нужно человеку. Сильные коррекции остаются для использования в сложных ситуациях.
Здесь также как и в первом упражнении при неоднократном повторении связок надо обращать внимание на правильную технику движений собаки. Только когда второй этап плавно перейдет в третий, когда вам будет легко манипулировать собакой точечным воздействием поводка и отпадёт необходимость в использовании метода наведения, вы можете считать, что справились со вторым этапом. Способность собаки подчиняться коррекции и не впадать в ступор пригодиться в дальнейшей дрессировке. Несмотря на то, что собака может быть простимулирована на выполнение движения методом наведения необходимо добиться возможности стимуляции отрабатываемого поведения коррекцией. Есть много ситуаций, когда собака не станет работать за корм, так как здесь и сейчас он ей просто не интересен. Если мы хотим добиться от собаки дисциплины, а не только знания команд значит, нам надо иметь возможность мотивировать собаку на работу не только пряником, но и принуждением. Кроме того, этот этап является формирующим тестом на доверие и подчинение человеку. Фактически он показывает домашнее животное ваша собака или нет.

Третий этап представляет собой качественно другой уровень мотивирования собаки и взаимодействия собаки и дрессировщика. На первом и втором этапе поведение собаки определялось непосредственной стимуляцией кормом и механикой. На первом этапе собака получала корм, например за то, что ложилась, но при этом дрессировщик опускал корм вниз, поэтому движение к корму и было тем движением, за которое вознаграждалась собака. На втором этапе, действие собаки, которое вознаграждалось избавлением от коррекции, совпадало с тем действием, к которому её эта коррекция принуждала. Смысл работы на третьем этапе в том, что собака работает ради еды, но нет движения руки с кормом, которая управляет движением собаки, а коррекция настолько слаба, что является лишь слабой подсказкой. Поэтому собака должна понимать какое действие она должна делать в ответ на конкретную команду. Есть два варианта выполнения третьего этапа. Первый вариант, это когда дрессировщик достаёт корм только после выполнения собакой команды. Каждый раз, когда дрессировщик считает нужным вознаградить собаку он достаёт корм и даёт его собаке. Второй вариант, это когда дрессировщик изначально держит корм перед собакой и, выполняя команду, собаке иногда приходится двигаться не к корму, а от него. Этот уровень показывает, насколько хорошо собака понимает принцип «Сначала работа, а потом вознаграждение». В любом варианте корм перестаёт быть средством воздействия. Собака работает ради корма, но само действие она делает самостоятельно, либо под влиянием коррекции. Однако, вариант когда дрессировщик держит корм перед собакой, при соблюдении условия, что рука с кормом находиться неподвижно в одной точке, например на поясе дрессировщика более сложен. В данном случае собака должна совладать со своим естественным поведением, прорваться непосредственно к корму и съесть его из руки. Причём это не только естественное поведение голодной собаки, но и искусственно развитое и зафиксированное дрессировщиком в процессе отработки первого базового упражнения. Во втором варианте собака вопреки своим побуждениям должна совершать действия абстрактные и неадекватные стремлению съесть корм. В первом варианте, когда корм отсутствует в поле восприятия собаки, совершать такие действия ей гораздо проще.
Все три этапа имеют самостоятельное значение и должны полноценно прорабатываться, прежде чем вы пойдёте дальше в обучении собаки комплексу.
Таким образом, мы имеем три упражнения:
1. Работа наведением
2. Работа через коррекцию
3. Работа с использованием корма только для вознаграждения, но не для стимуляции и наведения
В каждом варианте мы прорабатываем три связки по два положения собаки. Каждое упражнение должно быть хорошо проработанно и ни одно из них не является заменой другого. Каждое имеет своё назначение и ценность. Возникает вопрос, почему тогда я их называю этапами (стадиями) а не просто равноценными упражнениями. Потому, что, как правило, начальное освоение их собакой происходит именно в такой последовательности и именно в такой последовательности они плавно перетекают одно в другое. Однако, возможна ситуация, когда собаку приходиться сначала стимулировать на выполнение этих действий одновременно кормом и механикой или сначала только механикой, так как собака настолько напряжена, что отказывается от корма.
Это происходит, когда собака недостаточно мотивирована кормом и (или) она боится окружающей обстановки. Конечно, самое правильное просто пропустить перед занятием несколько кормёжек, но, во-первых не каждый хозяин к этому готов, во-вторых есть собаки, которые просто по жизни боятся всего настолько, что их надо поставить на грань выживания, чтобы они начали работать за еду без помощи механикой. Таковы некоторые современные собаки и это факт. Но, несмотря на то, что сначала первый и второй этап смешаны между собой, необходимо развести наведение и коррекцию в разные упражнения и добиться выполнения этих упражнений в чистом виде. Смысл этих упражнений не только в обучении собаки командам сидеть, лежать, стоять, это также работа с состояниями собаки и с отношениями между собакой и дрессировщиком.

Ещё один важный вопрос, это когда надо подключать команду. Команду надо начинать произносить только тогда, когда вы гарантированно можете простимулировать собаку на выполнение действия. Начала собака правильно садиться, ложиться вставать через наведение начинаем подключать команду на первом этапе. Начала собака правильно садиться, ложиться вставать через коррекцию начинаем подключать команду на втором этапе.

Почему не надо произносить команду, когда собака работает плохо, неточно и с сопротивлением. Потому, что надо связывать команду сразу с правильными движениями и что даже более важно, сразу с правильными состояниями собаки. Кроме того, дрессировщик должен подавать команду в правильный момент точно перед началом стимуляции собаки и вознаграждать её сразу после выполнения действия, это требует внимания и сноровки, которых начинающему дрессировщику и так не хватает для технически правильной стимуляции собаки. Ну и последнее, люди привыкли говорить и подменять действия словами, поэтому, когда начинающий дрессировщик произносит команду, это говорение блокирует его действия, которые он либо не совершает, либо совершает с опозданием. А если, к тому же собака в силу, каких то обстоятельств только что случайно выполнила его команду, то, как только собака не работает, начинаются измышления о том что собака специально вредничает или обижается. Вместо спокойной, планомерной, последовательной работы, которая закономерно, предсказуемо и обязательно даст результат, дрессировщик начинает искать особые методики под свою собаку и шарахаться из стороны в сторону.
Даже если мы имеем ситуацию, когда сначала собаку приходиться стимулировать и кормом, и коррекцией, и командой, так как собака знает эти команды, всё равно необходимо вывести её на выполнение этих упражнений в чистом виде, так как они являются развивающими тестами, а не просто обучением собаки.

Оглавление, дрессировка собак статьи
WalkService
Дрессировка собак 8 (499) 343-83-86

Запись опубликована в рубрике Дрессировка собак, ОКД с метками , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *