Процессы формирования навыка у дрессировщика и его собаки.

Постановка проблемы.

Когда речь идёт об обычном владельце который дрессируя свою собаку сам при этом осваивает навыки дрессировки, понятно, что ситуация явно не простая. Неопытность и несформированность навыков дрессировщика, мешает обучать навыкам собаку. Помимо этого, достаточно правильные действия дрессировщика в конкретной ситуации могут не давать результат, в силу сложности конкретного случая, и наоборот дрессировщик может делать что-то неправильно, а собака по разным причинам совершает нужное действие. В результате всех этих обстоятельств человеку иногда непросто разобраться, когда он работает правильно, а когда нет.

Если человек имеет дело с простым орудием труда, например, молотком, достаточно просто научиться забивать гвозди, так как правильный удар забивает гвоздь, а неправильный калечит пальцы. С точки зрения информации всё понятно, очень легко и наглядно различаются успешные и не совсем успешные удары по шляпке гвоздя. Вся сложность в этом случае только в освоении правильной техники удара. Если мы возьмём например использование клавиатуры компьютера, ситуация усложняется, в зависимости от сочетания с разными клавишами результат нажатия на одну и ту же клавишу имеет разный результат. То же самое и с собакой, одно и то же действие по отношению к ней, ведёт к разным последствиям в зависимости от предшествующих обстоятельств.  Получается, что достаточно правильное техническое действие дрессировщика здесь и сейчас, далеко не всегда даёт обратную связь в виде выполнения команды собакой, так как поведение собаки зависит и от других обстоятельств. Например, у моего знакомого сука кавказец. После того, как он эту собаку  долго и неправильно обучал команде «стоять», у собаки сформировалось стойкое отвращение к этой команде и непонимание, что от неё хотят. В результате даже когда владелец начал работать технически достаточно правильно собака очень долгое время не хотела стоять, а всё время норовила или сесть или лечь. Хотя действия у него уже были правильные результата, который бы ему показывал, что он на верном пути не было. То, есть в сложных ситуациях дрессировщик должен верить инструктору иногда даже вопреки своему здравому смыслу и своему опыту.

Из обсуждения на форуме.

Алексей.
Я так понял собака добегает до места, а буксовать начинает на развороте и укладке. В этом случае, это следствие стандартной ошибки, (причина которой мне непонятна, интересно ваше мнение об этом) которая заключается в том, что когда дрессировщик на предыдущем этапе сопровождает собаку к месту, почему-то вы все прекращаете коррекцию в тот момент, когда собаку нужно контролировать на развороте и укладке.

Pikatoshka.
Причина банальна — дрессировщик, отрабатывая команду с собакой, сам до конца не понимает смысла, порядка, техники своих действий. Осознание своих действий приходит спустя время, когда сделано много ошибок, когда дрессировщик понимает, что он работает с собакой, а результата, удовлетворяющего его, нет. Т.е., начиная работу с новой командой, мы учимся вместе с собакой, только мы учимся воздействовать на собаку правильно (как дать команду, как проводить коррекцию, когда и как вознаграждать),  а она учится команду выполнять. Вот и приходится сначала себе коррекцию делать, а потом собаке. И дело даже не в том, что дрессировщик не владеет какой-то информацией, нет, дело в том, что дрессировщику самому надо сначала наработать навык. Это мое субъективное мнение, может кто-то со мной не согласится.

Алексей.
Вспомните, как я просил Асю бить вас по руке, когда вы лезете за лакомством раньше времени.

Pikatoshka.
Кстати, очень эффективный прием.  Знаете, те, кто решает серьезно заняться йогой, в первую очередь должны научиться осознавать каждое свое действие. Вся наша деятельность должна быть осознанной. В тот момент, когда я лезла в карман, я просто выполняла наработанное действие и не осознавала, что это действие сейчас лишнее, я была сосредоточена на собаке, на ее действиях, но себя я в этот момент не осознавала. Так вот, Ася, таким простым приемом, помогла мне включить осознание своих действий.

Обучаются оба, собака и дрессировщик, но между ними разница в том, что дрессировщику можно дать словесную инструкцию, а собаке нет. Собака обучается на личном опыте в учебных ситуациях, которые для неё моделирует дрессировщик и во всех остальных ситуациях, которые он не контролирует и не задумывается, что они имеют значение. Дрессировщик в отличие от собаки способен понимать, что сейчас учебная ситуация, что надо сосредоточиться, осознать, что сейчас происходит и скорректировать свои действия, в этом его преимущество. Человек обладает возможностью использовать теоретическое знание для улучшения практики. Обратимся к теории.

Механизмы формирования навыка.  По Ю.Б. Гиппенрейтер из книги «Введение в общую психологию»

По Бернштейну процесс формирования навыка состоит из семи фаз, которые объединяются в  периоды. Таких периодов три.

  • Первый период – первоначальное ознакомление с движением и овладение им.
  • Второй период – автоматизация движения.
  • Третий период – стабилизация и стандартизация движения.

Первый период – первоначальное ознакомление с движением и овладение им.

Выявление двигательного состава действия, что и как надо делать, какие элементы движения, в какой последовательности, в каких сочетаниях надо производить. В этот период идёт ознакомление с тем как движение выглядит снаружи. Знакомство с двигательным составом действия происходит путём показа, рассказа, наблюдения, разъяснения. Часто, если движение показывает опытный мастер, создаётся иллюзия необыкновенной простоты и лёгкости выполнения. Однако, как правило, новичка ждёт разочарование: движение совершенно не получается. Часто в такую «ловушку» видимой лёгкости движения попадают дети. Вам, наверное, приходилось наблюдать их наивные неловкие попытки воспроизвести только что увиденный танец, спортивное движение или орудийное действие.

В чём же причина подобных неудач? Причина в том, что, как только движение начинается на центральную нервную систему обрушивается поток совершенно непривычных сенсорных сигналов о нём. Этот поток идёт от всех частей тела, со всех рецепторных поверхностей, и человек не может в них разобраться. Таким образом, следующая фаза первого периода уходит на бесконечные повторения с целью прояснения внутренней картины движения.

Одновременно человек учится перешифровывать афферентные сигналы в эффекторные команды. Афферентные (входящие) сигналы сообщают о положении тела в данный момент времени, и необходимо оценив это положение дать команду опорно-мышечной системе как двигаться дальше. Это и называется перешифровкой. Накопление «словаря перешифровок» – одно  из самых важных событий этого периода. Большое количество повторов здесь необходимо потому, что перешифровки должны быть найдены на любые отклонения, любые варианты движения. Организм должен наощущаться досыта.

Последнее чрезвычайно важное событие, которым кончается этот период, состоит, из первоначальной росписи коррекций по нижележащим уровням.  Путём продвижения от простых действий к сложным, благодаря передаче на неосознаваемые уровни действий уже освоенных, человек должен приобрести мастерство.

Второй период – автоматизация движения.

В течении этого периода происходит полная передача отдельных компонентов движения или всего движения в ведение фоновых уровней. В результате ведущий уровень частично или полностью освобождается от заботы об этом движении. Как образно пишет Бернштейн на этом этапе окрепшие фоновые уровни «отталкивают от себя руку ведущего уровня», как ребёнок, научившийся плавать, отталкивает руку взрослого, до тех пор поддерживавшую его.

В этот второй период происходят ещё два важных процесса.

Увязка деятельности всех низовых уровней между собой, отладка сложной иерархической системы.

«Рекрутирование» готовых двигательных блоков. В низовых уровнях уже существуют функциональные системы (блоки), которые выработались по другим поводам. Если при освоении нового движения организм обнаруживает необходимость, в перешифровках определённого типа, то он их иногда ищет в буквальном смысле, ищет и находит в своём готовом «словаре».

Показательно, что рекрутируемый блок может быть извлечён из движения, которое внешне совершенно не похоже на то движение, которое осваивается.

Например, при обучении езде на двухколёсном велосипеде, как показывает анализ, очень полезен, оказывается навык бега на коньках, потому что в обоих типах движений имеются внутренние одинаковые элементы.

По мере автоматизации движения оно уходит из под контроля сознания. Можно и должно помочь процессу этого ухода из сознания. Если в течении первого периода субъекту нужно максимально включаться в движение – вдумываться и вчуствоваться в него, пристально следить за каждым элементом, то в конце второго периода надо делать прямо противоположное; перестать обращать внимание на движение.

С этой целью тренеры и педагоги используют ряд приёмов. Например, предлагают ускорить темп движения или непрерывно повторять его много раз подряд. Но самый эффективный приём состоит в том, чтобы включить данное движение в более сложную двигательную задачу, т.е. сделать так чтобы оно выступило уже не как самоцель, а как средство решения более общей задачи.

Третий период –  окончательная шлифовка навыка за счёт стабилизации и стандартизации.

Стабилизация это приобретение навыком такой прочности, что он не нарушается ни при каких обстоятельствах. Если в период первоначальной автоматизации движении могло выполняться чисто только в стандартных условиях, то в этот период оно приобретает высокую помехоустойчивость.

За счёт того, что к этому моменту организм уже опробовал массу отклонений, которые вызывались внешними и внутренними помехами. Все они были отработаны, и теперь на каждый возможный случай у него имеется запас соответствующих коррекций.

Стандартизация это приобретение движением стереотипности. При многократном повторении движения получается серия абсолютно одинаковых копий. Обеспечивается это,  помимо автоматизации, нахождением динамически устойчивой траектории движения.

Формирование навыков у дрессировщика и его собаки.

Теперь вооружившись теоретическими знаниями, посмотрим, могут ли они дать какую-либо пользу в выработке правил применимых на практике.

Дрессировщик.

На первом этапе происходит ознакомление с двигательным составом навыка, но не только это. В дрессировке собаки очень важно совершать правильное действие в нужный момент. Поэтому, помимо освоения двигательного состава действия необходимо хорошо представлять себе, зачем совершается конкретное действие, движение. Понимая, зачем мы совершаем действие, мы можем точнее выбрать момент его использования. Принято различать навыки перцептивные, обеспечивающие узнавание объекта или ситуации, когнитивные, автоматизирующие применение способа решения задач, и двигательные. В дрессировочной ситуации необходимы все виды навыков.

  • Перцептивные навыки это умение видеть, что происходит с собакой, в каком она психоэмоциональном и мотивационном состоянии. Как она совершает нужное дрессировщику действие, выполняя команду, в какой момент она начинает его искажать и совершать неточно, в урезанном виде, или, наоборот, с ненужными дополнениями.
  • Когнитивные навыки дрессировщика это знание общих схем обучение, знание этапов обучения конкретной команде, творческое применение схем и шаблонов для принятия решения в конкретной ситуации.
  • Двигательные навыки, без них просто нет дрессировки потому, что это и есть практика. Если дрессировщик не умеет или не успевает работать поводком, правильно координировать согласованные движения рук, ног и корпуса то он не сможет полноценно использовать свои перцептивные и когнитивные навыки.

Таким образом, видно, что все три вида навыков востребованы и необходимы для успешной работы дрессировщика. Чем точнее и согласованнее дрессировщик их применяет, тем лучше для обучения собаки.

Особенностью обучения человека дрессировке, является сложность разделения перцептивного, когнитивного и двигательного компонента практического действия, из-за участия в дрессировке собаки. И если когнитивный компонент ещё можно вынести за скобки на начальном обучении, в случае готовности дрессировщика следовать прямым указаниям инструктора что и как делать, то разделение перцептивного и двигательного компонента очень сложно и возможно только частично.

При обучении, спортивным и трудовым навыкам картина несколько другая. Можно очень долго махать теннисной ракеткой, отрабатывая движение правильного удара или переключать передачи у машины с незаведённым двигателем. Собаку выключить нельзя, любое воздействие здесь и сейчас влияет не только на непосредственно наличное поведение, но также сказывается и на реакциях на воздействия дрессировщика в будущем.

Поэтому целесообразно разбивать сложные навыки на простейшие элементы понятные собаке и дрессировщику. Только добившись правильного и своевременного применения средств воздействия дрессировщиком и получив в ответ на них правильную реакцию собаки, имеет смысл переходить к следующему этапу обучения. Наблюдая за демонстрациями правильной работы инструктором или другим дрессировщиком обучаемый должен обращать внимание не только на главное движение, которым осуществляется воздействие на собаку, но и на все предварительные и вспомогательные компоненты этого движения.

На этом этапе  нет необходимости и смысла сочетать разучиваемое движение дрессировщика, которое является воздействием на собаку с подачей ей команды. Незачем связывать с командой неумелые воздействия на собаку, которые могут вести к сопротивлению и негативным эмоциям с её стороны.

Оглавление, дрессировка собак статьи

Запись опубликована в рубрике Дрессировка собак, ОКД с метками , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Один комментарий: Процессы формирования навыка у дрессировщика и его собаки.

  1. Егор говорит:

    Очень много интересного узнал. Теперь буду усовершенствовать свои жалкие попытки обучить мою собаку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *