Дрессировка собак, уровень сотрудничества собаки с человеком в процессе дрессировки

Поведение собаки во время дрессировки определяется следующими факторами: окружающая обстановка, внутреннее состояние собаки, задача которую поставил собаке дрессировщик уровень её сложности и степень коррекции или помощи собаке от дрессировщика. Внутреннее психологическое состояние собаки, это, прежде всего её мотивации и эмоции, то есть что собака хочет и как она относится к происходящему. Когда мы занимаемся дрессировкой собаки необходимо понимать и учитывать её внутреннее состояние. Готовность собаки к сотрудничеству с человеком так же является важной характеристикой её внутреннего состояния.

С точки зрения вовлеченности собаки в совершаемые, ею действия можно выстроить примерно такую шкалу.

1. Собака активно сопротивляется воздействиям дрессировщика, либо скованна и напряжена. На первом этапе мы не имеем возможности обучать собаку, так как она занята борьбой и сопротивлением человеку.
2. Собака позволяет человеку манипулировать её телом, оставаясь при этом пассивной. На втором этапе собака может уже принять необходимость подчинения человеку и понять отсутствие для неё опасности в дрессировочной ситуации.
3. В результате, правильно организованной безусловными раздражителями стимуляции собака сама совершает нужное дрессировщику действие. На третьем этапе собака уже может благодаря своей активности, которую организует и направляет дрессировщик, выучить новое действие, его двигательный рисунок. Однако выполнение этого действия сильно зависит от ситуации, которую организует человек. Пока ещё это действие не обладает автономной целостностью и может легко разрушаться внешними помехами и отсутствием помощи дрессировщика.
4. Собака хорошо знает, что нужно сейчас делать, но при этом ждёт команду от дрессировщика. В этом случае у собаки есть программа действий в этой ситуации, и команда дрессировщика является пусковой, разрешающей. Это ситуация, когда дрессировщик несколько раз подряд отрабатывает одну и ту же команду, поэтому собака точно знает что надо делать. Однако, собака так же знает, что только в случае выполнения действия по сигналу она получит вознаграждение. Поэтому без команды действие выполнять нет смысла.
5. Собака находится в мотивированном состоянии, но при этом она не знает, что нужно человеку. Собака активно ждёт и выпрашивает команду, иногда предлагает действия. Команда дрессировщика одновременно программирует и запускает поведение собаки. Из команды собака узнаёт, что и когда надо сделать. Это ситуация когда собака должна не только совершить действие, но и выбрать его из нескольких возможных, с помощью команды дрессировщика.
6. Собака занимается своими делами, но по команде прекращает текущую деятельность и выполняет то, что ей говорят. В этом случае команда тормозит наличную мотивацию, задаёт программу и запускает поведение.
7. Собака занимается своими делами, но по команде не только прекращает текущую деятельность, но и переходит в сильно мотивированное рабочее состояние. Команда дрессировщика переключает и усиливает мотивацию, программирует действие и запускает его.

Таким образом, мы видим, что команда дрессировщика, чтобы повлиять на собаку должна подменить собой и окружающую обстановку, и внутреннее состояние собаки и коррекцию со стороны человека. То есть дрессировка не сводима к объяснению человеком своей собаке, что он от неё хочет. Дрессировка это формирование двигательного стереотипа, управление мотивацией собаки, обучение дифференцировке вариантов поведения с помощью условных сигналов и придание условному сигналу пусковой функции.

Запись опубликована в рубрике Дрессировка собак, ОКД с метками , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *