Групповое занятие 18.03.2012. Общий курс дрессировки, команда место

Место
Первый этап — Обучение собак движению на место и отдельно обучение укладке на место.
Второй этап — Обучение собак выдержке на месте и совмещение движения на место с последующей укладкой и выдержкой.
Третий этап — Чередование подзыва с места и посыла на место.
Четвёртый этап — Закрепление этого навыка, работа с усложнениями.
Пятый этап— Нормативное оформление выполнения навыка (учимся как, это будет проверяться на экзамене.)

Профессиональная школа
дрессировки собак
Общий курс дрессировки
+7 (916) 518-71-22

Задание на дом на прошедшую неделю было добиться, чтобы собаки активно бежали к месту и ели корм, который на нём лежит. То есть надо было освоить с собаками первый этап обучения команде место. Все собаки кроме одной с этой задачей справились. Тем не менее, надо продолжать делать это упражнение, так как они должны бежать на место с большего расстояния, быстрее и более стабильно и уверенно.

На этом занятии мы стали делать совмещение движения на место и укладку. То есть мы перешли к освоению второго этапа обучения собак команде место.

Скорость и результат обучения собаки определяются мелочами, которые важны для понимания ситуации собакой, но которым вы не придаёте значения, а скорее всего даже не воспринимаете их.  Собака, в отличие от человека, живёт в более плотном восприятии времени. Поэтому, собака по-другому воспринимает причинно-следственную связь. Кроме того, собака так же, как человек стремиться принимать решения на основе более простых алгоритмов. Более знакомое действие или поведение, как правило, субъективно воспринимается как более простое по сравнению с новым.

Каждый этап дрессировки имеет свою цель, свои критерии правильного выполнения собакой этого упражнения и свои ошибки дрессировщика.

Этап первый — Движение собаки к месту. Главное что должна понять собака, это то, что в этом упражнении она должна бежать ОТ дрессировщика НА место.  Вождение собаки на место, используя ранее выученный собакой навык движения за рукой с пищей (метод наведения) абсолютно ничему собаку не учит. Вы видите, что собака идёт на место за вашей рукой, а для собаки это просто движение за рукой с кормом. Собака знает простое правило, если в руке дрессировщика есть еда надо бегать за этой рукой и рано или поздно он отдаст этот корм, и ВСЁ, более ничего собака в этой ситуации не соображает. Изначально была задача концентрация внимания собаки на руке с кормом. Концентрация, это когда сужено поле восприятия и ничего не отвлекает от цели. Это было простое базовое упражнение начальный этап дрессировки. При дальнейшей дрессировке собака должна понять, что для получения еды, которая есть у дрессировщика, она должна совершать определённые ДЕЙСТВИЯ, за которые она получит еду. Действия эти таковы, что совершая их, приходится покидать руку с пищей и идти на работу.

Вопрос, зачем надо было учить собаку бегать за рукой, если теперь это не правило не работает.
Ответ.
Во-первых, помимо команды место есть другие упражнения, в которых этот навык полезен на первых этапах обучения.
Во-вторых, если рассматривать не действия, а восприятие то ситуация такова. Сначала мы имеем собаку, которая отвлекается от работы и общения с дрессировщиком. Собака смотрит по сторонам, нюхает землю, кусает поводок, стремиться убежать к другим собакам и много чего ещё. Мы концентрируем собаку на руке с кормом, тем самым отвлекая её от всего остального. Затем, в это поле восприятия мы вводим те факторы, которые с нашей точки зрения полезны для процесса обучения собаки, по-прежнему, не давая ей отвлекаться на посторонние раздражители.

Вернёмся к обучению собаки навыку движения к месту. Неважно, какое расстояние пробегает ваша собака на место 50 см или 25 метров. Собака всегда должна уходить от вас на место, а не идти к вашей руке, которая находится на месте. Именно поэтому, когда в начале обучения вы держали собак за ошейник рядом с предметом, обозначающим место, и клали корм, практически под ноги собаке, было так важно быстро отдергивать руку от корма и только потом отпускать ошейник. Собака должна была уже в той ситуации, научится стремиться к месту, а не к вашей руке. Если собака поняла этот новый принцип, то уже не имеет значения, какое расстояние от дрессировщика до предмета обозначающего место, теперь это вопрос тренировки, а не обучения. В итоге наша собака теперь знает не одно правило, а два.
1. Если в руке дрессировщика есть еда надо бегать за этой рукой и рано или поздно он отдаст этот корм.
2. Есть ситуации, когда корм находится в другом месте и его тоже можно получить с разрешения дрессировщика.

Этап второй — Совмещение движения собаки к месту и укладки на него. Для того, чтобы вы могли делать это упражнение с вашей собакой, необходимо чтобы вы могли быстро её укладывать. Не имеет значения, как вы будете это делать едой, рывком поводка, командой или используя всё это одновременно. Если укладка является проблемой, если она связанна с конфликтом, то в этом случае работая с собакой на втором этапе, вы начнёте разрушать, то чему вы уже научили её на первом этапе. Она прибегает на место, в надежде порадоваться жизни и поесть и тут вы её начинаете заламывать и принуждать лечь на это место. Собака сравнивает удовольствие от поедания корма с тем негативом, который она получает, прибыв на место и понимает, что это всё ей не нужно. Если бы собака умирала от голода, она скорее всего, не обратила бы внимания на то насилие, которое вы над ней совершаете, принуждая лечь на место. Однако вы имеете дело с сытой и гордой домашней собакой, поэтому велика вероятность, что она либо обидится на вас, либо впадёт в депрессию от вашего обмана и перестанет бегать на место.

Собака должна воспринимать ситуацию следующим образом.
« Когда дрессировщик отпускает ошейник надо бежать на место, потому что там лежит кусочек сыра и кроме того если там лечь то за это дрессировщик даст ещё кусочек сыра. Жизнь удалась!»
Но так может подумать только та собака, для которой укладка не является проблемой, в противном случае собака думает следующим образом.
« Когда то были времена, я прибегала на место и ела сыр, но, как известно бесплатный сыр только в мышеловке. Зачем мне бежать на место, когда меня там обижают. Вся жизнь это обман. Мягко стелят, да жёстко спать.»  Вывод укладка собаки не должна быть проблемой ни для неё, ни для дрессировщика.

Есть ещё один очень важный момент, когда вы отрабатываете у собаки совмещение движения к месту и укладки на него, это должен быть единый комплекс, в котором одно невозможно без другого. Как невозможно лечь на место, не прибежав к нему, так и точно также нельзя прибежать на место и не лечь на него.

Если вы привыкли пить чай с конфетами, то, как только вы наливаете чай, вам хочется съесть конфету. Если вы привыкли покупать сок, то, как только вы попадаете в магазине в отдел, где он продаётся, вам захочется его купить. Когда регулярно повторяется одна и та же последовательность действий то в этом случае совершение первого действия является командой для совершения второго, а совершение второго действия является командой для совершения третьего.

Кстати говоря, это правило имеет и более широкое описание вместо слова «действие» можно поставить слово «событие». Событием может быть действие, эмоция, желание, ощущение, внешние сигналы. Именно поэтому когда рабочая собака попадает в обстановку площадки она мобилизуется и хочет работать. Обстановка площадки запускает мотивацию. Даже просто начало работы вне площадки может приводить к повышению мотивации у собаки, которая правильно построена.

Вернёмся к команде место.
1. Совмещение посыла на место и укладки на место надо начинать отрабатывать с маленького расстояния, так чтобы у вас была возможность стимулировать собаку на укладку, как только она прибежала на место. Расстояние должно быть 1-2 метра. И даже на таком расстоянии важно, чтобы собака выбегала вперёд к месту и сразу после этого подбегает дрессировщик и укладывает собаку. Ни в коем случае нельзя бегать вместе с собакой наперегонки к месту, это приведёт к разрушению у собаки уже выученного навыка самостоятельного движения к месту от дрессировщика.
2. Нельзя позволять собаке садиться на месте и смотреть на вас, необходимо укладывать её не используя как промежуточное положение сидеть. Для собаки это положение является позой ожидания, выпрашивания, общения, то есть собака, принимая это положение, совершает действие, которое по своему психологическому содержанию противоречит быстрой укладке. Особенно это хорошо видно, когда дрессировщик, прибежав на место, начинает ковыряться в кармане, доставая корм, чтобы положить собаку. Это не приемлемо. Либо корм уже у вас в руке и тогда при посыле собаки рука с кормом держится за спиной, чтобы не отвлекать собаку. Либо вы должны укладывать собаку механикой и второй кусок использовать не как средство воздействия, а только как вознаграждение. Часто дрессировщик, прибежав на место, начинает доставать корм из карман, а собака сидит и ждёт этот корм. Иногда дрессировщик подбегает к собаке, застывает перед ней, сверлит её взглядом и повторяет несколько раз команду лежать. Если это повторяется несколько раз, то у собаки формируется стереотип, сожрав корм с места, сидеть на месте и смотреть на вас. Особо продвинутые особи могут начать прыгать вам в лицо, предлагая поиграть вместо нудной работы. Образно выражаясь, подбегание к месту и укладка на место, это единый сплав двух деталей, а не скрепление пластилином который не выдержит элементарной нагрузки. Нагрузкой будет любое возбуждение или отвлечение.

Мы даем собаке два куска сыра один за прибытие на место, второй за укладку. Укладывать собаку надо так быстро, чтобы она даже не успевала съесть первый кусок сыра. Иногда будет получаться, что собака и первый и второй кусок сыра съедает после того как она ляжет на место. Иногда это будет случайно, но постепенно вы должны прийти к этому намеренно и изъять этот промежуточный кусок из процесса. Именно поэтому вы должны иметь техническую возможность быстро укладывать собаку. Здесь важно не выполнение собакой команды лежать, а скорость, с которой вы можете её положить. Лучше вы положите собаку с использованием рук, поводка, еды за секунду, чем она сама ляжет по команде за пять секунд.

В течение этой недели надо совершенствовать первый этап — движение на место. Увеличивать расстояние и усложнять внешнюю обстановку.
Кроме того, надо работать над освоением второго уровня — совмещение движения к месту и укладке на него собаки. Вы должны научиться быстро укладывать собаку на месте. Почувствуйте разницу. Сейчас ваша цель не собак научит ложиться на место, а научиться самим, быстро укладывать собаку на место. И при этом надо помнить, что собака должна бежать на место впереди вас, иначе вы вернётесь на нулевой уровень в отработке команды место.

Оглавление, дрессировка собак статьи
WalkService
Дрессировка собак 8 (499) 343-83-86

Запись опубликована в рубрике Дрессировка собак, ОКД с метками , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *