Дрессировка собак реактивный и оперантный подход, сходство и различие

Какое поведение положено в основу обучения.

Традиционная дрессировка основана на реактивном поведении. Оперантная дрессировка основана на проактивном (активном) поведение.

Реактивное поведение заключается в реакциях на стимулы, на том, что собака знает по какой команде, куда будут дёргать и соответственно, куда надо двигаться, чтобы избежать рывка. И конечно на том где надо искать кусок. Например по команде «лежать» кусок искать стоит внизу, а по команде «сидеть» кусок стоит искать вверху. То есть применительно к пище команда сообщает, где будет точка подкрепления, где сейчас столовая. При этом избежать рывка и достигнуть точки подкрепления можно немного разными способами (действиями).

Проактивное поведение заключается в стремлении к цели и в поиске способа её достижения. Поэтому собаке нужна информация, какое действие будет правильным эффективным.

Проактивное поведение в природе и в дрессировке.

Если бы это было проактивное поведение в естественной среде в этом случае эффективность действия и его природа определялись бы особенностями объектов, с которыми собака взаимодействует. То есть, при выковыривании мяса из консервной банки, эффективными будут действия собаки, которые соответствуют особенностям конкретной банки, при рытье норы особенностям грунта и расположению корней которые предположим собаке надо обойти или использовать для своего логова. Так же, как молоток диктует одни действия, которые будут эффективным его использованием, а отвертка или плоскогубцы диктуют другие действия сообразно своим характеристика. В природе предметная среда задаёт рисунок эффективного действия.   Дрессировка дело искусственное и навязывает собаке нелогичные действия. Хочешь бежать к хозяину, а надо лежать на месте. Хочешь получить кусок, а вместо прыжка к руке и схватывания куска надо сидеть по команде. Поэтому в дрессировке человек, а не природа определяет, какое действие эффективно, а какое нет. Но, тем не менее, при оперантной дрессировке всё внимание, в первую очередь направленно на само действие, на поиск действия которое будет вознаграждаться. То есть это другой принцип  организации поведения.

Информация, которую собака получает от дрессировщика.

При любой дрессировке собаке нужна информация, но информация разная.

При оперантной дрессировке собаке нужна информация в виде подсказки о том, какое действие является в данный момент эффективным и эту подсказку она может получить только от дрессировщика. Естественная среда и природа объектов, с которыми собака взаимодействует, в данном случае ей такую информацию дать не могут, потому что эффективность действия определяется произволом дрессировщика. Информация собаке идёт от него через условные сигналы (маркеры) «да» и «нет».

При традиционной дрессировке собаке нужна информация о безусловных раздражителях , которую она получает через восприятие раздражителей (сигналов) условных. При дрессировке условные раздражители постоянно предшествуют безусловным раздражителям, поэтому по условным раздражителям можно предсказать безусловные. В этом случае команды (маркеры) «да» и «нет» являются излишними, так как на них тратится время, и это приводит к большему интервалу между условным раздражителем и безусловным, что естественно затрудняет выработку рефлекса.

В естественной среде такого расхождения в необходимой информации нет, там важно всё и предсказание событий, и особенности среды и предметов, и какое действие эффективно. Дрессировка дело искусственное. Поэтому и информация собаке нужна не сбалансированная и целостная, а с акцентом на те, аспекты и характеристики, которые положены в основу метода обучения, то есть, что формируется в первую очередь классический рефлекс или оперантный.

С чего начинается дрессировка.

В любой дрессировке есть этап объяснения и этап требования. На этапе объяснения важно быстро и бесконфликтно объяснить собаке, что хочет от неё дрессировщик. На этапе требования, когда собака знает, что надо делать вопрос уже о дисциплине, о постановке поведения под контроль стимулов, о готовности и способности собаки работать в разных состояниях и при наличии отвлекающих факторов.

Однако прежде чем дрессировщик начнёт объяснять собаке, что она будет делать и за что получать поощрение необходимо как-то разобраться с тем каким образом он будет это делать. Надо сформировать язык и правила общения между человеком и собакой, пригодные для её обучения. Язык или, что более правильно, способ коммуникации собаки и человека отличается при дрессировке по оперантной схеме от способа коммуникации, используемого в традиционной схеме.

Традиционная схема такова, сначала даётся команда, потом осуществляется воздействие на собаку, в ответ на него собака делает то, что нужно человеку и в результате избавляется от неприятного воздействия и получает пищу. То есть дрессировка идёт по схеме команда – воздействие – правильное поведение – вознаграждение. Для того чтобы дрессировка шла по этой схеме самое главное чтобы в ответ на воздействие собака отвечала правильным поведением. Собака должна понимать язык воздействий должна быть к ним приучена и правильно их интерпретировать. Соответственно в подготовительный период желательно делать базовые упражнения развивающие правильные реакции собаки на воздействия применяемые дрессировщиком.

Оперантное научение осуществляется следующим образом, здоровая активная собака совершает большое количество движений, частоту которых можно повысить за счёт мотивации и возбуждения собаки. В тот момент, когда собака делает то, что нужно на данном этапе дрессировки от неё человеку, дрессировщик обозначает это кликером или словом «да», «ес,», «бис». Для того чтобы собака понимала смысл этих сигналов во время дрессировки, она должна быть предварительно этому обучена.  Таким образом подготовительный период при оперантной дрессировке с помощью условного подкрепления заключается в так называемой зарядке кликера, то есть создании условного подкрепления. Делается это сочетанием кликера или другого сигнала с выдачей собаке поощрения кормом или игрушкой.

Совместимость этих двух подходов в практической дрессировке.

Можно ли говорить о том, что дрессировка использующая реактивность поведения и дрессировка, использующая проактивность принципиально разные подходы непересекающиеся друг с другом. Нет, это неверно по двум причинам.
Методика дрессировки не заключается только в том на базе, какого поведения и рефлекса она строится.  Есть много важных составляющих процесса дрессировки общих для обеих методик, поэтому многие находки сторонников одной системы с успехом могут использоваться сторонниками другой. Кроме того практически ни кто не придерживается в дрессировке собак чистого оперантного метода, поскольку это будет увеличивать время работы. В конце концов, собака не дельфин которого невозможно руками направить в нужное поведение. Поэтому трудно удержаться от  сокращения времени дрессировки исключительно ради чистоты метода. Кроме того оперантное обучение может в некоторых случаях проводиться и без условного подкрепления за счёт быстрой выдачи лакомства или игрушки. Поэтому если при дрессировке по традиционной схеме корм или игрушка даются очень быстро и вовремя тут уже трудно сказать, по какой схеме обучается собака.

Можно выделить чистые модельные типы дрессировки по той или иной схеме, но в жизни они смешиваются,  и поэтому в какой-то конкретный момент в дрессировке преобладает смещение к тому или иному полюсу.

Запись опубликована в рубрике Дрессировка собак, Общий курс дрессировки, ОКД с метками , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *