Понятие подкрепление в дрессировке и психологии

Стандартные методики дрессировки используют одновременно явления классического и оперантного научения. По отдельности эти два вида научения существуют только в ситуации эксперимента, но не в реальной жизни. Часто  в описании этих двух видов научения, присутствует  терминологическая путаница (для психологии это обычное дело).

Так, например, при  классическом обуславливании подкреплением называют безусловный раздражитель, а при инструментальном обуславливании подкреплением называют результат поведенческой реакции, положительно влияющий на повторяемость этой реакции. Далее начинаются рассуждения о научении вообще, и о правилах подкрепления в принципе, смешивая в одном определении совершенно разные вещи. Как пример цитата из книги («Теории научения» Б.Хегенхан, М. Олсон  2004. стр.18).

«В классическом обусловливании БС называется подкреплением, так как вся процедура обусловливания полностью зависит от него. Однако следует сделать оговорку, что в классическом обусловливании у организма нет контроля над под­креплением: оно происходит по желанию экспериментатора. Другими словами, в классическом обусловливании подкрепление никак не зависит от любой явной реакции, произведенной организмом.

Взаимосвязь между подкреплением и поведением организма в инструментальном обусловливании совершенно иная, нежели взаимосвязь в классическом обуслов­ливании. В инструментальном обусловливании организму необходимо вести себя определенным образом до подкрепления, т. е. подкрепление зависит от поведения организма. Если животное не демонстрирует желаемого поведения, то подкрепле­ние не происходит. Таким образом, в инструментальном обусловливании поведе­ние животного является «инструментальным» с точки зрения получения живот­ным чего-то желаемого, т. е. положительного стимула.».

Совершенно ясно, что в данном случае  одним понятием обозначают два разных явления обеспечивающих один и тот же результат эффект научения, но в  несколько разных  ситуациях. Понятие «подкрепление» должно быть общим, родовым для двух других понятий которыми целесообразно обозначать главные условия формирования  классического и инструментального рефлекса. И этими условиями (факторами) являются предсказуемость  безусловного раздражителя  и  эффект  поведенческой реакции.

Оглавление, дрессировка собак статьи

Запись опубликована в рубрике Дрессировка собак с метками , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>