Базовые упражнения для дрессировки послушания

Готовность собаки к обучению

Не всякий первоклассник готов к обучению. Одного факта присутствия на уроке недостаточно для успешного обучения и не важно кто является учеником собака или человек.
Ряд обстоятельств влияет на успех и эффективность обучения собаки. Прежде чем дрессировать собаку полезно обратить внимание на её состояние и готовность к обучению. Готовность собаки к обучению, это

  1. Возможность для собаки не отвлекаться на посторонние факторы и её способность сфокусировать внимание на взаимодействие с дрессировщиком.
  2. Наличие у собаки мотивов и желаний, легко удовлетворяемых дрессировщиком, ради которых она будет работать.
  3. Поведенческие реакции собаки, которые можно использовать для инициации (запуска, организации, построения) нужного дрессировщику действия собаки.

 Эти три условия связаны между собой. Чем сильнее мотив, тем прочнее внимание, чем мотив слабее, тем труднее подобрать место и время для занятия с собакой, так чтобы она не отвлекалась. Чем стабильнее (на уровне привычки) поведенческие реакции, используемые как ресурс и строительные элементы отрабатываемого действия, тем меньше этот процесс зависит от внешней ситуации и силы мотива. Мотивы и правильные поведенческие реакции основа для успешной дрессировки собаки, поэтому дрессировку нужно начинать с их поиска, развития, усиления и закрепления. Это является одной из задач воспитательной дрессировки, либо, если такой не проводилось,  это приходится делать в рамках обычной дрессировки по послушанию.

Мотивы

Рассмотрим мотивы поведения собаки удобные для их использования.

  1. Желание общаться с дрессировщиком
  2. Пища
  3. Добыча
  4. Избегание дискомфорта

Желание общаться с дрессировщиком  является фоном для работы с собакой и в особых комментариях не нуждается. Без этого сложно удерживать внимание собаки или корректировать её поведение через механические воздействия. Как минимум собака должна доверять своему дрессировщику.

Пища

Пища удобна для работы тем, что уровень мотивации легко регулируется воздержанием, кроме того, еду легко дозировать, вводить в ситуацию и изымать из неё.

Добыча

Под добычей понимают различного вида игрушки, которые собака стремиться догнать, схватить, обладать ими и бороться за них. Преимущество игрушек перед пищей  в том, что собака с развитым мотивом добычи, при их использовании, работает более динамично и получая игрушку как вознаграждение испытывает более сильные положительные эмоции, что ведёт к ускорению обучения. Однако дрессировать через добычу технически немного сложнее, так как собака более активна и от дрессировщика требуется большая скорость и точность в работе. Дополнительная польза от работы с игрушкой в том, что постоянно используется и развивается мотив который потом используется в дрессировке по защите на первом этапе.

Избегание дискомфорта

Этот мотив основа использования воздействия на собаку руками и поводком. Позволяет корректировать положение тела собаки в пространстве и её действия в ситуации, когда собака не заинтересована в пище и добыче. Кроме того, некоторые действия просто легче инициировать через механику.

Поведенческие реакции важные для дрессировки по послушанию и упражнения, их развивающие

1. Движение собаки за пищей зажатой в руке дрессировщика

Это упражнение основа метода наведения, которым, как правило, начинается обучение молодой собаки или щенка. Часто бывает так, дрессировщик опускает лакомство перед сидящей собакой, пытаясь её положить, а собака и не думает ложиться.Такая собака требует предварительной подготовки, либо усиление пищевого мотива голоданием, либо формирования  привычной для неё поведенческой реакции движения за мишенью. В данном случае такой мишенью является рука с пищей. Базовым здесь является пищевой мотив. Доверие дрессировщику так же должно быть хорошо выражено. Мотив добычи может проявиться в прикусывании руки дрессировщика, особенно если он начнёт эту руку отдёргивать от собаки. Но такое поведение неудобно для работы, поэтому должно быть угашено. Избегание дискомфорта здесь отсутствует, более того, чем меньше собака реагирует на отвлечения тем лучше. Реакцию можно считать сформированной, если дрессировщик  подносит  к носу собаки руку с зажатым в ней лакомством, собака сразу втыкается в руку и активно и безотрывно как пришитая следует за ней по разнообразной траектории  одну-две минуты.

2. Движение собаки за пищей зажатой в правой руке дрессировщика при постоянных воздействиях левой рукой в виде поглаживания, похлопывания и различных захватах и отталкиваниях

Это упражнение является дополненым и усложнённым вариантом предыдущего. Собака способна проявлять настолько сильную вовлеченность в преследование  правой руки и такую концентрацию на этом процесс, что это приводит к полному игнорированию отвлекающего воздействия левой руки. Здесь обязательно нужно сильной доверие собаки своему дрессировщику, а также хороший пищевой мотив. Мотив преследования добычи может присутствовать и придавать динамику этой игре, но он должен выражаться в настойчивости и упорстве, а не в грубом кусании за руку. Избегание дискомфорта может присутствовать  но не в ущерб привязаности к правой руке, а как готовность менять положение тела и подстраиваться к коррекциям левой руки.

3. Движение собаки в ту сторону, куда её направляет рывок поводком и удержание внимания на дрессировщике

Исходное положение для этого упражнения такое, собака либо стоит, либо медленно двигается, поводок слегка провисший.  Дрессировщик делает короткий, отрывистый, резкий рывок, с такой силой, чтобы он мог привлечь внимание собаки к себе и показывает ей пищу. Подбежавшую собаку надо похвалить, поощрить лакомством и погладить. Слова «короткий», «отрывистый», «резкий» подчёркивают непродолжительность воздействия, то, что  это ни в коем случае не подтаскивание собаки к человеку.  Сила рывка должна быть такой, чтобы  обратить внимание собаки на человека, но не напугать её и не наказать. Смысл этого упражнения в формировании спокойного подчинения собаки направляющему и корректирующему воздействию поводка. Реакцию можно считать сформированной, если на территории где обычно происходит дрессировка, в отсутствии сверх сильных раздражителей, в обычной обстановке, дрессировщик имеет возможность слабыми рывками без использования лакомства удерживать на себе заинтересованное внимание собаки в течении одной-двух минут.

4. Совмещение движения собаки за рукой с лакомством и под воздействием рывков поводком


Такое поведение достаточно просто для собаки, которая освоила предыдущие упражнения, оно скорее сложно для дрессировщика, так как необходимо быстро создать микро ситуацию, когда собака отстала от руки с пищей, и дрессировщик получил право и повод сделать коррекцию (рывок поводком).

5. Чередование возбуждения и торможения. Фиксация собаки руками после её активного движения

Это упражнение знакомит собаку с тем фактом, что её свобода может быть временно ограничена и приучает её, относится к этому спокойно без страха и агрессии. Естественно это предполагает доверие собаки к дрессировщику.

6. Развитие возможности для дрессировщика придавать собаке различные позы, работать методом лепки (пассивной флексии)

Упражнение является  более сложным  вариантом фиксации (предыдущего упражнения).Фиксируя собаку и снижая её возбуждение спокойными равномерными поглаживаниями, тем самым добиваясь мышечного расслабления, дрессировщик аккуратно придаёт различное положение телу собаки. От минимального поворота головы или поднятия лапы, до изменения позы собака. Понятно, что поначалу целесообразно выполнять, это упражнение только с уставшей набегавшейся собакой, когда нет отвлекающих раздражителей.

7. Преследование и схватывание двигающейся игрушки

Базируется на мотиве добычи, его же и развивает при регулярных упражнениях. Избегание дискомфорта здесь отсутствует, более того, чем меньше собака реагирует на отвлечения, тем лучше. Пищевой мотив здесь не используется, то есть, нет смысла поощрять собаку пищей. Важно развить интерес к игрушке настолько, чтобы она сама по себе была вознаграждением.

8. Настойчивое выпрашивание у дрессировщика игрушку или пищу, даже если собака  не видит их у него в руках

Достаточно легко для собаки стремиться к видимому объекту, удержание в памяти образ этого объекта и проявление в этой ситуации настойчивости в своих действиях более трудная задача. Упражнение делается как усложненный вариант движения за пищей или игрушкой. В случае активного стремления собаки к интересующей её цели, дрессировщик прячет на короткое время пищу или игрушку себе за спину, и до потери интереса собаки достаёт пищу или игрушку вновь и погоня собаки  за объектом продолжается. Всё это делается в движении и с постепенным увеличением времени в течении которого собака должна сохранять интерес и настойчивость в отсутствии искомого объекта.

9. Смена пищевой и игровой (добычной) мотиваций

Для инициации нужного поведения и вознаграждения за него можно использовать и пищу, и добычу. У каждого из этих средств воздействия есть свои плюсы и минусы. Выбор между ними определяется задачей стоящей перед дрессировщиком. Задача, это цель, данная в определённых условиях. К условиям можно отнести:

  • индивидуальность собаки
  • индивидуальные психофизиологические особенности дрессировщика (его рабочие возможности)
  • упражнение (стадию навыка отрабатываемого с собакой)
  • окружающую обстановку

Есть собаки с преобладанием какой-то одной мотивации, есть собаки более сбалансированные, есть, конечно, собаки у которых и пищевая и добычная мотивация слабо выражена. Так как мы занимаемся дрессировкой, то нас интересует не только оценка собаки по выраженности и сбалансированности мотиваций, но и её развитие через обучение, тренировку и режим содержания. Это упражнение выполняется как чередование 1-2 и 7 упражнения. После того как собака побегала за рукой с пищей поиграйте с собакой игрушкой, а потом опять переключите её на еду. И так несколько раз. В фазе преследования руки с пищей, еду собаке можно отдать, а можно и не отдавать. В фазе игры с добычей это может быть только преследование, а может быть и поимка добычи, и борьба за неё. Полезно тренировать собаку в разных режимах.

Таковы основные упражнения подготовительного этапа при обучении собак. Эти же упражнения являются и своего рода тестами наличного состояния собаки, баланса её мотивов в конкретное время и в конкретном месте и её готовности здесь и сейчас к обучению послушанию конкретными способами.

Оглавление, дрессировка собак, статьи

Запись опубликована в рубрике Общий курс дрессировки, ОКД с метками , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

9 комментариев: Базовые упражнения для дрессировки послушания

  1. Сергей Цыбенко Николай говорит:

    Мне сказали на улице, что собака тянет на поводке потому, что она не воспитанна. Чем отличается воспитательная дрессировка от дрессировки более взрослой собаки? Может я изначально делал что-то не так?

    • Здравствуйте, Николай!
      Не видя вашей собаки трудно сказать, почему конкретно она не идёт рядом. То, что ваша собака не знает команду «рядом» этот вариант я даже не рассматриваю. Я исхожу из того, что ходить рядом она умеет, но есть факторы, которые стимулируют её к другому поведению. Навык движения рядом у вашей собаки не имеет такой прочности и стабильности, что бы тормозить несовместимые с ним действия, которые базируются на других мотивациях. Значит, надо разбираться в каких конкретно ситуациях она отказывается идти рядом и тянет на поводке. И либо проходить с собакой заново все этапы отработки движения рядом в этих конкретных условиях, либо использовать такие стимулы для коррекции, которые собака не сможет игнорировать.
      Есть различие между воспитательной дрессировкой и дрессировкой взрослой собаки по конкретному нормативу. Оно похоже на различие между созданием первичного капитала, то есть ресурса и строительством дома или бизнеса. Сколько на счету денег столько и можно вложить в дело.
      Поэтому главный акцент воспитательной дрессировки щенка заключается не в обучении навыкам ОКД в упрощённом варианте, а совсем в другом. Человек, занимающийся воспитанием и дрессировкой щенка, решает следующие задачи:
      1. Развитие инстинктов удобных для построения на их основе процесса обучения взрослой собаки.
      2. Торможение инстинктов и поведенческих реакций мешающих работе собаки, либо просто неудобных в быту.
      3. Построение правильных отношений между собакой и хозяином. Собака как минимум должна уважать хозяина, как максимум уважать, любить, доверять и т.д.
      4. Функциональная тренировка нервной системы собаки на предмет её способности обеспечить быструю смену мотиваций и состояний возбуждения и торможения.
      5. Приучение к стимулам, которыми в дальнейшем предполагается инициировать нужное поведение и его корректировать.
      6. Формирование и развитие способности собаки концентрировать внимание на хозяине на длительное время, слушать голосовые сигналы, обращать внимание на его жесты.
      7. Закладка в мышечной памяти собаки двигательных стереотипов наиболее часто встречающихся при её дрессировке и работе.
      8. Формирование установки на обучение. Собака должна понимать, что определённым командам человека соответствуют её определённые действия. Не воспринимать требования к ней человека как конфликт, а стремиться понять, что от неё хотят и сделать, так как надо, ибо это единственный выход, из ситуации ведущий к снятию давления и превращению человека в доброго и ласкового.
      Так как невозможно решать эти задачи в вакууме, эти задачи решаются в ситуации обучения и использования элементарных команд, навыков и двигательных стереотипов. Иными словами обучение и дрессировка, это контекст, в котором мы развиваем щенка. Развитие цель, дрессировка средство. По большому счёту примерно тем же самым мы вынуждены заниматься и на начальном этапе послушания. Только в данном случае это упрощённый вариант, на который не тратится много времени. А когда мы работаем со щенком времени в запасе много, поэтому всё можно делать не спеша, и очень тщательно.
      С уважением, Алексей.

  2. Ирина и Бонапарт говорит:

    ЗДРАВСТВУЙТЕ! у меня годовалый кобель французкого бульдога.с 3-х месяцев я с ним занимаюсь друссировкой,он знал много команд,но ближе к году,команды(особенно — ко-мне,)выполнять отказывается.я его часто спускасю с поводка и однажды он даже убажал минут на 20,но потом пришел.мы думаем отдать его на ОКД.что Вы бы лучше рекомендовали-частные уроки или все же групповые?и еще вопрос-можно ли отдать бульдога за ЗКС?заранее спасибо.

  3. Ольга говорит:

    Cпасибо большое за ваш труд! Очень понравились рекомендации, пояснения, видео. Для тех у кого рядом нет дрес. площадок и кинологов просто незаменимая информация

    • Сергей Цыбенко Сергей Цыбенко говорит:

      Ольга, у Алексея есть свой видеоканал на канал на youtube. Там вы можете найти очень много интересной информации. Не все видео равноценны, есть быстро скроенные, но есть очень интересные

  4. Даниэла говорит:

    здравствуйте. как отучить собаку охотиться за курицами? как только он её поймает начинает душить. по разному пыталась отучит, а толку ноль. может вы знаете способ отучить его.

  5. Оксана говорит:

    Здравствуйте, у меня собака 10 месяцев. Как остается одна дома-так все крушит, комнату превращает в поле битвы. Включенный телевизор и свет не спасают. Все мои вещи в клочья истерзаны и разбросаны. Посоветуйте, в чем причина и что делать? Как решить эту проблему? Спасибо.

    • Сергей Цыбенко Сергей Цыбенко говорит:

      Купить клетку и закрывать в клетке на время отсутствия. Собака умнее вас, ей не нравится, что вы уходите, она вас наказывает (дрессирует), формирует подходящее ей поведение.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *