Воздействие, реакция (поведение), поощрение

Воздействие (безусловный раздражитель или  условный раздражитель первого порядка)

Воздействия на собаку при практической дрессировке отличается от безусловных раздражителей, используемых в лаборатории. При выработке классического условного рефлекса слюноотделение можно гарантированно вызвать пищевым безусловным раздражителем, а двигательный (оборонительный) условный рефлекс отрабатывают с использованием химического раздражения или болезненного удара током.

Главное отличие дрессировки от лабораторного эксперимента в том, что воздействие на собаку (техника работы поводком, лакомством или игрушкой) не может гарантировать проявления одинаковой видотипичной  реакции. В одном случае в ответ на рывок поводком  собака пойдёт к человеку, в другом начнёт упираться, бороться, а может схватить поводок  зубами и начать играть в перетягивание. Так же и при использовании куска сыра, вы поднимете его над головой собаки, чтобы она села, а собака начнёт чесаться или прыгать, пытаясь лизнуть вас в лицо. Может просто отойти назад и спокойно смотреть, может залаять  или прыгнуть к руке, стараясь выхватить у вас сыр.

    Исходя из этого, воздействие по возможности должно быть правильным, однозначным и  максимально ограничивать варианты ответного поведения.   То есть для того, чтобы приблизится по чистоте и эффективности эксперимента к лабораторным условиям, очень важна техника дрессировки.

Реакция  (ответ собаки на действия дрессировщика).

1) Должна быть стандартной и  запланированной. Если собака в ответ на одни и те же воздействия дрессировщика ведёт себя по-разному, надо искать причину по трём направлениям :

  • Функциональное состояние собаки (доминирующая мотивация).
  • Влияние на поведение  окружающей обстановки (обстановочная афферентация).
  • Незаметные для дрессировщика искажения техники воздействия на собаку. (использование безусловных раздражителей вызывающих незапланированную поведенческую реакцию).                        

2) Кроме этого важно, чтобы под влиянием воздействия дрессировщика собака сразу выполняла команду. Если между воздействием (применением безусловного или уже выработанного условного раздражителя) и ответом на него есть пауза, значит, ответная реакция собаки не является рефлекторной. Присутствует момент оценки ситуации собакой или сопротивление воздействию. В этом случае не получится привязать к   команде   безотказное (рефлекторное) её выполнение, так как его просто нет. Если нет правильного ответа на безусловный раздражитель, тем более его не будет в ответ на раздражитель условный. Более того, возможно обуславливание сопротивления в ответ на условный раздражитель. 

    Цель дрессировки заменить воздействие (безусловный раздражитель)  командой (условным раздражителем), не потеряв при этом чёткость и безотказность реагирования. Когда воздействие (коррекция) не является  надежно действующим  раздражителем, дрессировка мало эффективна.

Поощрение (вознаграждение).

Условия описанные в литературе по оперантному научению. Поощрение имеет очень важное значение. 

  • Должно быть своевременным.
  • Должно быть актуальным.

В жизни все это выглядит немного сложнее. Так как собака иногда может ошибаться и не сразу делать то, что хочет человек, поощрение может заменяться на повторную более чёткую и правильную коррекцию поведения.  В этом случае схема, описывающая дрессировку, приобретает такой вид:

«команда — воздействие — неправильная ответная реакция — более точное воздействие   — правильная ответная реакция  — поощрение».

Оглавление, дрессировка собак статьи

Запись опубликована в рубрике Статьи с метками , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *