Общие принципы начального воспитания и дрессировки собак

Когда мы заводим собаку, что мы от нее хотим? Чаще всего это просто собака – компаньон. Мы объясняем заводчикам, что просто хотим собаку, что бы она просто лежала на диване, и просто нас радовала. Надеемся, что она сама по себе будет умной. Так бывает… но это скорее исключение, чем правило. Ведь собака это не человек, у нее свои законы и свое понимание происходящего. И книжки она не прочитает и уговоры не поймет. Ей нужно показывать все наглядно.

Для этого необходимо понимать психологию своей собаки и ее мотивацию. Узнать, как собаки ведут себя в диких условиях в стае. И частично перенести эту схему на свою семью. Также необходимо знать методы воздействия на собаку. В этом поможет инструктор. И конечно нужно читать литературу. Пока мы изучаем собаку, она изучает нас. Начинает понимать слова и фразы, интонацию, читать нашу мимику, икать слабые места, учатся управлять нами, делая выразительные и несчастные морды, предугадывать наши действия. Все это неотъемлемая часть дрессировки. И в наших силах направить все это в ту сторону, в которую мы хотим.

Распространенная ситуация в жизни: человек приносит домой щенка. Самое естественное желание — заботится и любить этот пушистый и беспомощный комочек. Вот щенок заплакал и ему стало «тааак одиноко», что сердце хозяина не выдержало и щенок переехал спать под одеяло. А он еще «постоянно голодный» и смотрит такими несчастными и наивными глазками, как же не покормить его со стола. Еще он не любит чистить уши, вытирать лапы и стричь когти – ну как его заставить «можно же сломать его личность» Потом комочек начинает подрастать, набирать вес, у него растут большие и устрашающие зубки. И желание его заставить отпадает само собой, потому что если у вас с щенячества были такие отношения, то скорее всего обычные его сопротивления перерастут в откровенный угрозы. Особенно если это доминантная собака(лидер) по натуре. Даже безобидная попытка спихнуть его с дивана может вызвать открытый протест (ситуация усугубляется если есть в семье дети и пожилые люди). На улице он буксирует несчастного хозяина по всем лужам и не спускается с поводка, потому что убегает и не слушается.

И вот хозяин начинает перекапывать просторы интернета в поисках кинолога, который ему поможет. Находит, начинает ходить каждые выходные на занятия и ждать результата. И через 3 месяца… он на том же месте и собака так же его не слушается.
Есть еще один вариант, когда хозяин просто смирился и «мирно» существует с собакой, никогда не выходя за рамки дозволенного. (рамки в данном случае определяет собака)

Вы спросите: А как же те люди, которые иногда встречаются на улице. Они идут со своей собакой (а может и с несколькими) рядом… без поводка и она не отвлекается даже на кошек! И они гордо шагают по проспекту, побрякивая сверкающими на солнце медалями, на них с восхищением оглядываются прохожие и с завистью, пролетающие мимо на буксире собачники. Они что с другой планеты? НЕТ, они такие же люди, как и все, и собаки у них самые обычные, и много среди них дворняг. Просто они знают секрет? НЕТ, секретов нет. Вся информация доступна всем, тем более в эпоху интернета можно узнать все. И инструктора ничего не скрывают, они в поте лица пытаются ее донести на площадках до хозяев. Разница вот в чем – в желании научиться, терпении и умении услышать.

А выбор всегда остается за вами. Что вы захотите, так оно и будет. Все зависит от вас и только от вас. И не бывает безвыходных ситуаций, и нет «тупых» собак. Да они отличаются способностями, характерами, темпераментами, генетикой. Как и люди, они все разные. Ваша задача научиться понимать свою собаку и использовать ее природные качества на благо. Для этого нужно читать разную литературу, наблюдать и узнавать своего лапохвостого друга. Если у вас нет опыта, то без профессионального инструктора вам не обойтись. Он вам расскажет, покажет и поправит, если вы ошибетесь.

Только приходя на площадку, не надейтесь, что там все сделают за вас. Там учат ХОЗЯЕВ управлять собакой, а не наоборот. Идеально обученная собака в неумелых руках будет самым заурядным отморозком. И наоборот, в руках опытного инструктора любая собака будет слушаться.
В течении недели, между занятиями на площадке, нужно ОБЯЗАТЕЛЬНО самим отрабатывать навыки. Иначе собака привыкнет работать только в одном месте, Вы сдадите экзамен, а в жизни так и будете таскаться за ней на поводке и говорить, пролетая мимо знакомых: «Она все знает, только не хочет».

Бывает так, что собака попадает к новому хозяину уже взрослой. У нее есть определенный опыт и свои привычки, в том числе вредные. Могут быть и различные фобии. Главное не опускать рук и запастись терпением. Даже с виду безнадежный случай можно если не исправить полностью, то хотя бы поправить. Например, есть собаки, которые панически боятся взрывов салютов. Они впадают в жуткую панику, ничего не слышат, ничего не видят и бегут, куда глаза глядят… а глаза часто глядят на проезжую часть… В сильно запущенных случаях, если генетически слабая нервная система и еще сильный испуг(рванул салют из под лап), то научить собаку совсем не бояться салютов практически не возможно. Зато можно научить ее при испуге подбегать к хозяину и садиться возле ноги. Трясется, боится, зато жива и здорова.

Есть много методов дрессировки. К одной и той же цели можно прийти разными путями. И выбор пути зависит от вас. Если вы хотите, что бы собака была вам действительно другом, а не забитым исполнителем, то вам лучше выбрать метод, по которому собаке будет интересно и весело с вами заниматься. Для этого вы должны стать для нее Богом, центром вселенной и беспрекословным лидером (вожаком). Такие занятия собака будет расценивать как веселую игру.

Достаточно редко встречаются ярко выраженные доминанты. Чаще собака становится тираном из-за неправильного воспитания или точнее его отсутствия. Первостепенно нужно добиться уважения в глазах собаки. Для этого не нужно использовать грубую силу (за редким исключением). Но она должна знать, что вы всегда сильнее не только физически, но главное морально + вы умнее и вы справедливы. Вы главный, вы решаете, что и когда нужно делать. Такими качествами обладают вожаки у псовых в дикой природе. Справедливость заключается в СВОЕВРЕМЕННОМ поощрении правильных действий и СВОЕВРЕМЕННОМ наказании за грубые проступки. К тому же, собака должна четко знать свое место в семье и оно должно быть всегда после вас, после детей и после бабушек. Короче, самым последним. Если этот закон будет изначально соблюдаться, она не обидится Собака, четко понимающая свое место в стае(семье) никогда не оскалится и будет позволять производить с собой любые манипуляции. Собаки по природе своей существа социальные, с четко выраженной иерархией. Поэтому подчиняться для них не унизительно, а вполне естественно.

Дома в повседневном общении с щенком нужно обязательно определить для него рамки и границы дозволенного. Например, не разрешать сидеть на кухне и тем более попрошайничать, когда вы едите. Безобидный кусочек со стола опасен не только вредом для его здоровья, но и расценивается щенком совсем по-другому. Схема в голове у него примерно такая: он просит, вы даете, он добился своего, значит, он главнее и повысил свой статус. Не пускайте щенка в кровать. Когда он повзрослеет, если вы захотите, то можете разрешить. Но не наоборот. Повзрослевшая собака не поймет, почему то, что раньше было можно, теперь стало нельзя. Поэтому, как бы ни щемило сердце не надо разрешать щенку то, что потом будет запрещено.

Придумывайте для щенка новые требования и добивайтесь их исполнения. Обязательно хвалите сразу, как он сделает правильно. Ловите моменты, когда он сделает, что то сам и хвалите.

Далеко не всегда собака, которая считает себя хозяином в доме, будет проявлять агрессию. Она может показывать это достаточно дружелюбно, но делать все по-своему и на улице будет заниматься своими делами, совсем не обращая на вас внимания. Это собака – компаньон?

Первостепенно научитесь собаку хорошо хвалить и играть. Это залог половины успеха. Собаки очень хорошо чувствуют настроение, понимают мимику и четко отличают интонацию голоса. Поэтому если вы раздраженны, то лучше отложить занятия. В начале просто слова для них ничего не значат. Поэтому их не обмануть. Пример: собака съела что то, вы злы на нее, зовете с мыслью ее наказать. Обычная команда «ко мне» но ваша поза, интонация и мимика вас выдает и если у собаки уже есть негативный опыт, она естественно не подходит. Поэтому никогда нельзя наказывать собаку, если она к вам подошла и тем более по команде. Всегда хвалим, дым из ушей, хотим придушить, но хвалим. А недоеденную куриную косточку меняем на сыр и весело бежим играть. И не придется впоследствии, пугая народ в парке, выскакивать из кустов в погоне за своим непослушным чадом.

Отдельно о похвале. Хвалить нужно с чувством. Главное интонация, а не слова. Это должен быть взрыв эмоций, а не простое «хорошо». Кроме него ведь много разных слов, например «Браво» «Ай, умница» «Молодчинка моя» и их сложно сказать равнодушно.

Кроме слов и интонации нужно понять, чем собаку награждать. Что она больше любит? Поесть? Что поесть? Сухой корм или сушки? А может морковку? Если она пищевик, определите, за что она готова продать себя на стельки Тут главное не переусердствовать и не посадить собачке печень ливерной колбаской. Можно выбрать лакомство средней для нее значимости и просто не докармливать ее дома и тем самым повысить интерес.

Если она не страдает аппетитом вообще, а недокармливать вы боитесь, что ее будет сдувать ветром, то можно использовать в виде поощрения игрушки. Тут задача научить собаку и главное себя играть с ними. Если щенок с детства активно играет с разными игрушками, то половина задачи решена. А если не хочет? Чтобы заинтересовать собаку в игре, для начала нужно выбрать предмет. Это может быть веревка с узлами на концах, прочная тряпочка, мячик на веревочке, желательно, что то длинное, что бы можно было катать и возить по земле. Не нужно пихать игрушку собаке в пасть, ей, скорее всего, это будет совсем не интересно. Предмет должен стать добычей, которую нужно поймать и чем дольше она не ловится, тем она интереснее. Дразните, бегайте, заводите собаку. Собака для вас открыта и вы должны полностью открыться для нее. Все ваши положительные эмоции должны выйти наружу. Для многих это займет не один месяц, особенно для людей замкнутых. Но потом это пригодится не только в общении с собакой, а и в жизни вообще.

Время игры выбираете вы, не введитесь на провокации со стороны собаки. Она может лаять, стоя над палкой и требуя от вас игры. Потом эту привычку будет сложно искоренить. Забирайте игрушку всегда на самом пике игры, тогда она приобретет еще большую ценность. Не ждите, когда собака устанет и сама бросит ее.

Один из главных принципов успешной дрессировки это своевременность. Хвалить и наказывать нужно сразу. У собак нет причинно-следственной связи и задержки в 5 секунд будет достаточно, что бы она не поняла, за что ее наградили вкусняшкой или рывком. Поэтому если вы пришли домой и нашли разгромленную квартиру, наказывать уже бесполезно. Во-первых, собака не поймет за что, во-вторых, вы разрушите ваши отношения. Гораздо проще исключать такие моменты. Если собака постоянно хулиганит и нет возможности ее изолировать, например, в коридоре, обзаведитесь клеткой. Поверьте, все будут счастливы. Если правильно ей пользоваться, это будет любимый домик и место, вы спокойно будете открывать дверь, а собака радостно вас встречать.

А вот если вы застукали ее с поличным, сиюсекундно принимайте меры. Меры зависят от тяжести преступления. Чаще достаточно грубого окрика. Нельзя наказывать собаку без причины и тем более вследствие своего просто плохого настроения. Это чревато тем, что собака потеряет к вам доверие и рухнет ваш авторитет. Как следствие ухудшится послушание.

Не пользуйтесь командой, если вы не уверенны, что собака ее выполнит. Если дается команда, она должна быть выполнена. Иначе она с каждым неповиновением будет обесцениваться. Например, тренируйте команду «Ко мне» сначала без отвлекающих факторов или на поводке. И только когда она отработается до рефлекса, пользуйтесь ей свободно.

Вообще поводок – прекрасное средство управления собакой.. в умелых руках. Он может стать для собаки другом и помощником. Например, в сочетании с лакомством, легкий рывок поводком будет расцениваться ей, как подсказка, что нужно делать. Для начала нужно научиться в нем не путаться и быстро перехватывать его на нужную длину. Потом определить соответствующую силу воздействия, что бы не напугать собаку.

Команда должна даваться приказным тоном и один раз. Второй раз уже более строгим голосом с воздействием. Воздействие, это помощь собаке. Например, команда «Сидеть» из положения стоя. Команда — не выполнение — повторная команда и лакомство поднятое над головой собаки – выполнение — награда в виде съеденного лакомства. Вместо лакомства над головой, можно помочь руками или поводком. Зависит от уровня освоения навыка. Вся остальная цепь та же. Много повторений команды и бездействие хозяина в случае ее не выполнения, приводит к тому, что собака с каждым разом ждет на одно повторение больше, а вдруг потом и вообще забудут.

Команду нужно обязательно отменять. Вы решаете, когда это сделать, а не собака. Сделала собака «Сидеть», вы заговорились и забыли про нее, она подождала 5 минут, сама встала и пошла копать корешки. Все вроде ничего, только в следующий раз она, скорее всего не будет сидеть 5 минут, а будет срываться с команды раньше и это войдет в привычку. Возле магазина уже не оставишь…
В итоге весь процесс обучения можно вписать в одну схему:
1.Команда – четко, приказным тоном, а не уговорами
2.Воздействие — помощь в виде лакомства, рывка поводком или руками
3.Выполнение – собака делает, то, что мы от нее требуем
4.Поощрение –похвала словами с радостной интонацией, лакомство или игра с игрушкой

После того, как навык (команда) хорошо закрепится в голове собаки, схема упрощается до:
1. Команда — четко, приказным тоном, а не уговорами
2.Выполнение – собака делает, то, что мы от нее требуем
3.Поощрение –похвала словами с радостной интонацией
Но даже с взрослой и обученной собакой не нужно забывать про игры и лакомство, хотя их уже не надо использовать постоянно.

Если у собаки что то не получается, не вините ее в этом, значит вы, что то делаете не так. Если она не выполняет команду в процессе обучения, может, вы ее не смогли правильно замотивировать. Она отвлекается, потому, что ей интереснее побегать с собаками или за вороной, чем с вами. Не бойтесь вернуться назад, покажите, что с вами веселее. Если она не выполняет команду, когда вроде как она уже должна ее знать, это не значит, что она «не хочет», значит вы ее не доделали. Вернитесь на этап раньше и отрабатывайте ее с лакомством, например, в других местах, в другой обстановке, на другом грунте.

Глупых собак не бывает, у всех разные способности, но они есть. Если вы чему-то не можете научить свою собаку, значит, вы не правильно ей объясняете. Собака всегда готова угодить хозяину. Просто нужно найти к ней правильный подход. Лучше не изобретать велосипед и обратиться к профессиональному инструктору. Все ваши потраченные деньги и время с лихвой окупятся в воспитанном и послушном друге. Это не та статья расходов, на которой можно экономить.

Обучать собаку можно в течение всей ее жизни. Можно совершенствовать уже знакомые команды и участвовать в соревнованиях по различным видам дрессировок, получать медали и дипломы. А можно вместе с ней учиться новым играм и удивлять гостей разными фокусами и забавными трюками. А можно просто любить ее и наслаждаться каждым днем гуляя вместе в лесу, наблюдая за белками, разглядывая норки и следы, которых сами никогда бы и не заметили. Цените свою собаку и она отдаст вам все самое ценное, что у нее есть – свое преданное сердце.

Запись опубликована в рубрике Дрессировка собак с метками , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

2 комментария: Общие принципы начального воспитания и дрессировки собак

  1. L говорит:

    После такой статьи, всё действительно кажется не сложным, простым и увлекательным!:))

  2. galina говорит:

    Как жаль, что не встретила Ваш сайт раньше. У нас швейцарская овчарка. Пока был «масепусенький», ой какой хорошенький, ой не надо его ругать, короче позволяли всё или почти всё. и вот этот «масепуся» вырос… и как точно у Вас всё описано: выгуливаю не я его, а он меня, по всем лужам и т.д. Сейчас ему 1,6 года. пошли на дрессировку, может быть что-нибудь исправим. А Вам большое спасибо за нужную информацию. Буду прочитывать все ваши странички. Спасибо!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *